Онлайн-образование — развивающаяся сфера, в которой только начинают появляться проверенные пути и решения. Определитесь с направлением Решите, в какой сфере вы планируете зарабатывать на тренингах. В большинстве курсов по построению бизнеса рекомендуют изучать рынок и стартовать, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Это верно, но с оговоркой — главным в выборе направления должно быть ваше отношение к нише. Если конкретно вам неинтересно развиваться в этой сфере, то какой смысл тратить силы на это? Выберите направление, которое вам по душе — и уже затем начинаете смотреть на рынок. Посмотрите на спрос ниши в поисковиках. Подумайте, какие ключевые запросы вводят в поисковую строку ваши потенциальные клиенты. Например, для тренинга по обучению интернет-маркетингу актуальны запросы «Обучение маркетингу» или «Курсы интернет-маркетолог». Выпишите все запросы в отдельный файл под заголовком «Прямой запрос»; Найдите косвенные запросы — те ключевые слова, которые демонстрируют интерес пользователя к нише. Например, «Как использовать Яндекс.Аналитику», «как настроить рекламу в Директе» и прочие, которые может вводить в поиск тот, кому принесет пользу курс по интернет-маркетингу; Воспользуйтесь сервисом Яндекс.Вордстат. Проверьте запросы, сайт покажет количество показов в месяц по каждому ключевому слову. Выписывайте в файл цифры и сложите их. Если в нише показов больше 10 000 — значит, спрос большой, стоит стартовать; Изучите конкурентов. Для начала будет достаточно проверить, какие сайты выдаются в поиске по ключевым запросам. Если компании большие и работают уже долго — сделайте отметку, что придется больше времени посвятить позиционированию тренинга на рынке — придумать оригинальный подход, сузить нишу или сделать что-то еще для отстройки. Если в выдаче один-два конкурента — отлично, можно посоревноваться и забрать часть рынка себе. После анализа подумайте еще раз — у вас достаточно желания посвящать время выбранной нише? Она точно подходит вам? Ориентируйтесь не только на деньги, но и на внутренние ощущения. И помните — показатели в Яндекс.Вордстат означают только количество просмотров. Если их много, значит, спрос сформирован и будет проще запуститься. Если же нет — не расстраивайтесь, ниже расскажем, как «прогревать» аудиторию. Решите, какие функции выполнять Начав заниматься организацией тренингов, вы быстро поймете — успеть всё самому невозможно. И выход из ситуации только один — найти партнера на ключевую роль и нанять сотрудников для делегирования. С сотрудниками всё просто — скорее всего, вам понадобятся специалисты в рекламе и продвижении. Кто-то должен настраивать кампании в контекстной и таргетированной рекламе. Наёмный персонал стоит привлечь к кураторству — проверке домашних заданий, общению со студентами. Пригодятся менеджеры по продажам — заявки нужно обрабатывать быстро, а на тренинг могут записываться и по 100 человек в день. Найти партнёра сложнее. Сначала определитесь, в каком из двух амплуа вы планируете выступать в онлайн-школе. Эксперт — это человек, условно говоря, отвечающий за производство контента. Нужно создавать тренинги, разбираться в методологиях, анализировать обратную связь, искать возможность сузить ниши или разработать курсы под несколько уровней сложности. Если бизнес будет расти, главному эксперту стоит контролировать контент привлечённых преподавателей. Продюсер — это специалист по продвижению. Он создаёт все условия для успешной продажи продукта. Разрабатывает автоворонки, ищет персонал, занимается продажами. Его главная задача — выполнение бизнес-плана и маркетинговой стратегии. Без продюсера онлайн-школа может и не взлететь. Если вы только начинаете и рядом нет проверенного человека, с которым интересно работать, попробуйте стартовать самостоятельно. Сил на небольшой тренинг хватит — а дальше и искать партнёра будет проще, ведь появится подтверждённый опыт в онлайн-бизнесе. На HeadHunter работу менеджером по контекстной рекламе ищут больше 19 тысяч человек. Есть из кого выбрать Займитесь личным брендом Неважно, решили вы быть продюсером или экспертом — прокачивать личный бренд в заработке на тренингах обязательно. Попробуйте несколько вариантов. Заведите блог на профильных ресурсах по вашей теме или на своём сайте. Пишите статьи, интересующие людей — в этом вам поможет таблица с запросами из Яндекс.Вордстата, собранная в первом шаге. Старайтесь собрать как можно больше пользы в текстах. Готовьте инструкции, чек-листы — это показывает, что вы эксперт. Опубликуйте несколько статей в СМИ. Найдите те, которые читает ваша целевая аудитория. Лучше, если это будут узкоспециализированные порталы или большие группы в соцсетях. Например, для компьютерных курсов подойдет Хабр. Для курсов по маркетингу — VC или Cossa. На таких сайтах обычно размещают специальные страницы с требованиями к гостевым материалам. Если такой не нашли — напишите редактору на почту с вопросом о редакционной политике. Пишите по делу, сразу предложите несколько тем с планом. Найдите группы в соцсетях, где обитает ваша аудитория. Начинайте общаться в комментариях. Если кто-то из пользователей задал вопрос по теме вашего тренинга — постарайтесь ответить ему максимально полезно. Через какое-то время вас заметят и начнут приглашать в подобные посты как эксперта. Развивайте успех, опубликуйте несколько постов — например, подборку ответов на популярные вопросы. Подготовьте продукт Если вы решили стать экспертом — сначала сформируйте продукт. У вас должно быть понимание, в каком формате слушатели будут получать знания и навыки. Комбинируйте разные возможности онлайна — делайте рассылки с записанными уроками, проводите живые вебинары. Зарегистрируйтесь на платформе для онлайн-образования. Например, GetCourse предлагает специальный личный кабинет каждому ученику и CRM-систему администратору курсов. Сформируйте тему курса. Здесь пригодится понимание целевой аудитории и спроса. Например, если вы планируете открыть курсы по фотографии, то можете сделать градацию тренингов по уровням — начинающий, продвинутый, специалист. Это частая ошибка новичков. Эффективнее создавать тренинги, сделанные специально для решения какой-то «боли», под какое-то конкретное направление. Например, та же фотография — курсы по ночной съемке, тренинг для fashion-портретистов, уроки мобилографии. Так вы сразу привлекаете только нужную аудиторию — те, кто хочет снимать репортажи, не пойдут скучать на ваших курсах. Зато желающие снимать моделей для журналов поймут — то что надо. Начните продвижение К этому шагу у вас уже есть сформулированная тема курсов, понимание, кто ваш клиент. Готов общий план курсов и структурирована информация для мастер-класса. Запускайте продвижение. Подготовьте площадку Вам нужно место, где клиент сможет изучить информацию о мастер-классе и курсах. Для этого отлично подойдет лендинг — одностраничный сайт. Его также называют продающей страницей. Опишите подробно информацию о вашем курсе и об эксперте. Добавьте отзывы и пошаговый план тренинга. Оставьте форму, в которой пользователь сможет написать свое имя, электронную почту и телефон. Сделать лендинг можно с помощью привлеченного специалиста, цена варьируется от 5 тысяч до бесконечности, в зависимости от портфолио и запросов фрилансера. Или самостоятельно, например, на бесплатном конструкторе. Выбирайте второй вариант, если бюджет ограничен — сэкономленные деньги сможете потратить на рекламу. Попробуйте таргетированную рекламу Пользователи ВКонтакте часто подписываются на группы определенной тематики, читают там посты и общаются. Подумайте, наличие подписки на какие сообщества означают, что человеку будет интересен ваш тренинг? Соберите ссылки на эти группы в отдельный файл. Зайдите в рекламный кабинет соцсети, выберите продвижение сайт. Напишите пост, в котором расскажите, что ждет пользователя, если он кликнет на ссылку. Принцип такой же, как и в любом рекламном объявлении — мотивируйте сделать действие, обещайте пользу. Отфильтруйте аудиторию — добавьте настройку показа рекламы только подписчикам отобранных ранее групп. Выберите другие фильтры аудитории — например, если ваша ЦА родители, укажите обязательное наличие детей. Платить за такую рекламу придется по системе аукциона. Вы указываете цену, которую готовы отдать за клик или за тысячу показов вашего объявления. Сумма зависит от количества рекламодателей, желающих контактировать с той же аудитории. Обратитесь к специалисту по контекстной или таргетированной рекламе за точной настройкой. Вместо заключения — автоматизируйте процессы Мало просто создать успешную онлайн-школу — старайтесь сразу так оптимизировать процессы, чтобы не тратить на бизнес все свое время. Обратите внимание на партнерские программы. Когда вы наладили свое дело, стало ясно, что курс успешен и не больше не требует корректировок — основная задача привлечь на него как можно больше слушателей. Смысл партнерских программ в том, что тренинги превращаются в пассивный заработок. Вы регистрируйтесь на специальном портале, добавляйте продукт в каталог. Указываете, за что готовы платить — например, 100 рублей за регистрацию на бесплатный мастер-класс. Проходит модерация и ваш проект попадает в открытую витрину. Её изучают веб-мастера, и если предложение покажется им привлекательным — на лендинг начнут направлять потенциальных клиентов. Как это они будут делать, сколько понесут расходов — вас уже не волнует. Выше указанной ранее сумму доплачивать ничего не нужно. Не забывайте контролировать качество лидов — если на сайт прошло 10-20 регистраций, а на мастер-класс никто не пришел — стоит задуматься о добропорядочности сервисов и веб-мастеров. Если же хотите не зависеть от сторонних проектов — обязательно ищите партнера-продюсера и нанимайте персонал — все как в обычном бизнесе.
Источник: spark.ru