Blabroom: «Мы — не дейтинг и не мессенджер. Мы лучше»
«Дейтинг» – как много в этом слове для сердца русского слилось. Но времена банальных сайтов знакомств прошли, – по крайней мере так считают Александр Яковлев и Александр Кротов, со-основатели дейтинг-стартапа
Blabroom
, который не только «про свидания», но еще и про «общение».
Как из приложения для ВКонтакте вырастить отдельный проект, рассказывает СЕО стартапа Александр Яковлев.
ЦП: Всегда начинаем с истории, начнем и в этот раз. Мне попадалась информация о том, что со-основатели друг друга не видели прямо до первых миллионов. Расскажите подробнее, с чего все начиналось.
С сооснователем «Блабрум» Александром Кротовым я познакомился в социальной сети в 2008 году. Тогда мы оба зарабатывали на SMM. В 2010 году Александру пришла идея создать социальное приложение для взаимных признаний (первый в Сети Bang With Friends). На разработку и рекламу приложения «ВКонтакте» мы потратили 200 долларов. Через месяц нас ждал головокружительный успех. Приложение установили 500 000 пользователей «ВКонтакте». Мы были несказанно рады.
Но первый успех не длился вечно. Через два месяца мы заметили спад посещаемости. Еще через два от нашей армии пользователей не осталось и следа. Мы поняли, что делали что-то не так. Мы углубились в изучение аналитики, user experience, в результате чего полностью пересмотрели концепцию приложения и превратили его в сервис для общения. Все это время мы ни разу не встречались: я находился в Питере, а Александр — в Казахстане. Поводом для первой встречи стало получение посевных инвестиций.
ЦП: Вам не кажется, что вы построили своего рода гибрид iMessage, Facebook и дейтинг-сайта? :) Кого видите своими прямыми / непрямыми конкурентами и как собираетесь бороться с ними за нишу на дейтинг-рынке?
Да, многие говорят нам об этом. Но в действительности мы – не дейтинг и не мессенджер. Мы лучше. Потому что взяли и выкинули все лишнее, сконцентрировавшись на самых востребованных функциях дейтинга — мессенджере и своеобразном опроснике, которых, по нашему мнению, достаточно для того, чтобы растопить лед при знакомстве. Большинству пользователей трудно начать диалог, трудно заинтересовать собеседника. Никто не задает им вопросов.
Мы хотели показать, что в нашем сервисе общаться легче. В этом отношении мы ближе к мессенджеру.
ЦП: Как превратить апп из ВК в апп для мобильника? Сколько времени у вас ушло на адаптацию и разработку нативных решений? Какие есть технические нюансы в работе вашего сервиса?
При создании мобильного приложения нам пришлось по-новому взглянуть на функционал аппа «ВКонтакте». Несколько раз мы переделывали серверную часть и api. Начать же на мобайле мы решили с «Андроида» по причине его наибольшей распространенности и более дешевого привлечения пользователей. Была попытка разработки кроссплатформенного приложения сразу для нескольких операционных систем. Мы потеряли много времени и денег. Поэтому в ближайших планах — разработка нативных приложений под Windows и iOS.
С хостингом нас здорово выручила компания Microsoft, которая дала грант и помогает дельными советами.
ЦП: Насколько большая команда у вас сейчас? Набираете ли людей? По каким критериям?
Сейчас набираем людей. Пока в команде пять человек: три программиста, продукт-менеджер и маркетолог. Все остальные работают удаленно.
Требуется iOS-разработчик и front-end-девелопер. Главный критерий выбора — опыт.
ЦП: Говорят, у вас был фейл с Kickstarter. Если не секрет — почему? А то принято считать, что там на любую мало-мальски интересную идею проливается дождь из долларов… Чему вас научил негативный опыт? Пробовали ли снова краудфандинг? Если нет, то почему?
Да, мы очень наивно пошли на Kickstarter. Сама идея собирать деньги на кикстартере не так уж глупа — кто-то же там все-таки загребает тысячи долларов. Но явно это не делается в таком формате — заказать ролик за 300 долларов, создать на Кикстартере проект и ждать, когда посыпятся миллионы. Они не сыпятся. Плюс ко всему это был далекий 2011 год, и мы делали ставку на голую идею, а не на маркетинг. Что из этого получилось? Аж 4 доллара мы насобирали из намеченных нами 7000 долларов.
ЦП: Каждый стартапер должен съездить в Долину — это один из модных тезисов стартап-тусовки в Рунете. Знаю, что вы ездили. Что почерпнули полезного? Насколько инвесторы тепло/холодно принимают русских стартаперов там?
Мы ездили в Долину в рамках программы DeepDive в прошлом году. Нам удалось проникнуться духом Долины настолько, насколько это было возможно за пару недель. Были в офисах компаний Microsoft, Facebook, Yandex, Odesk@. Нам показалось, что там очень важно, как ты делаешь, а не что ты делаешь, и на упаковку продукта отводится куда больше сил, нежели на сам продукт.
Что касается западных инвесторов, то без значимого количества пользователей в США и постоянного представителя там никто серьезно разговаривать не будет. Россия для них далека и совершенно непонятна. В офисе Sequoia Capital нам сказали, что практически все гиганты Рунета в свое время приходили к ним и все получили отказ. Формально они об этом жалеют и говорят, что надо бы получше присмотреться к тому, что происходит в России. Для российского стартапа деловой разговор возможен только об инвестициях на масштабирование уже существующей части бизнеса в США, но не об инвестициях для выхода на рынок.

Примерно так выглядят русские стартаперы в Кремниевой долине (на фотографии — Александр Кротов, co-founder Blabroom.com)
ЦП: Кстати, об инвесторах: кто в вас вложил деньги на сегодняшний день? Планируете ли еще привлекать деньги под проект?
В 2013 году мы получили посевной раунд (6 млн рублей) от венчурной инвестиционной компании Imperious Group. У нас была возможность выбирать из нескольких вариантов. В среднем нам предлагали от 50 000 до 450 000 долларов (причем условия у всех были практически одинаковые). Мы выбрали Imperious Group и ни разу не пожалели. Несмотря на бытующий скепсис в отношении молодых венчурных компаний, мы всегда чувствовали поддержку «Империуса» и их профессиональный подход.
Сейчас мы открыты к любым инвестиционным предложениям. У нас не только продукт, но и детально проработанный маркетинговый план развития, а также выверенная финансовая модель.
ЦП: Прибыль, окупаемость, «бентли» с особняками — что из этого уже есть? Чего ожидаете в ближайшее время?
О «бентли» с особняками говорить рановато. Но мы очень стремимся накопить на Porche Panamera S E-Hybrid для Саши Кротова. Пока собрали 7600 рублей. Как видите, с краудфандингом у нас не очень :)
Сейчас прикладываем все усилия для увеличения конверсии, работаем над метриками. Планируем ввести монетизацию после достижения определенного количества пользователей. У нас есть все для того, чтобы бентли и особняки не заставили себя долго ждать.
ЦП: Какие планы у вас на 2014 год?
Летом выходим на западный рынок. Нами выбраны две страны, куда и будем двигаться. Параллельно с этим необходимо запуститься на остальных мобильных платформах. Планы — очень радужные. Если 2013-й был для нас выбором путей, то этот год должен стать уверенным движением.
ЦП: Что можете посоветовать читателям ЦП, которые хотят запустить свой проект в этом году? Что читать, куда поехать, что изучить?
Перед запуском проекта, возможно, следует более глубоко проработать бизнес-модель. Создателям социальных проектов могу отдельно посоветовать не считать виральность универсальным ответом на вопрос «откуда придут пользователи?». Ну а насчет того, что читать… Если честно, на постоянной основе мы читаем только ЦП, от случая к случаю заглядываем в книги для стартперов, ну, и периодически почитываем западные блоги.
ЦП: Традиционный вопрос о машинах. На чем ездите?
Все инвестиции я направляю в проект, поэтому сейчас машины нет. У Саши Кротова была какая-то крайне недорогая машина, но в 2012 году он ее продал, и на эти деньги мы сделали прототип «Блабрума». У нас, в принципе, вся команда без транспортных средств. Разве только у нашего гениального технического директора Алексея Боровикова вот такой аппарат:
Спасибо!
Источник:Цукерберг Позвонит