100 первых пользователей
Мало кому из стартаперов везет до такой степени, что их проект становится популярным сам по себе. Обычно все наоборот и пользователей нужно завоевывать и привлекать самыми разными способами. И очевидно, что в самом начале это делать сложнее всего: пока о проекте знает не так много людей, убедить кого-то потратить на вас время — задача не из легких.
Недавно на Hacker News эксперты
обсуждали вопрос
«Как привлечь 100 первых пользователей». Надо признать, что большая часть советов сводилась к мысли «нужно разговаривать с пользователями», что само по себе неплохо, но несет мало реальной пользы, — но встречались и действительно толковые практические советы, которые мы и решили для вас перевести.
***
Используйте LinkedIn
Пользователь gbelote поделился интересной техникой, которую почерпнул из выступления Джейсона Коэна (
видео
, примерно с 7-й минуты).
Если коротко, то когда Джейсон занимался созданием WPEngine, он пошел в LinkedIn и нашел пользователей, которые были консультантами по WordPress. Он написал каждому из них имейл, в котором объяснил, что создают продукт как раз для «парней вроде вас» поэтому хочет поговорить с ними и узнать побольше о потребностях потенциальной аудитории. Более того — он предложил заплатить за потраченное на него время.
Сработало отлично — он отправил 40 писем, 100% адресатов согласились поговорить, реальная беседа состоялась с 38 из них, и ни один собеседник в итоге не попросил денег.
Напишите маркетинговый план и откажитесь от него
В ответ на очередное предложение «поговорить с аудиторией» и нацеливаться на плавный рост, пользователь под ником einhverfr предложил больше конкретики.
Напишите маркетинговый план. Внутри команды больше разговаривайте о рынке, на котором работаете, думайте о том, как охватить эту аудиторию. Обсуждайте пиар и рекламу, не забывая и о других способах продвижения. Пишите план вместе, постоянно его пересматривайте, привлеките к этому процессу всех членов команды.
Когда вы составите, как вам кажется, наилучший план, уберите его на полку и не вспоминайте о нем год. Действуйте так, будто никакого плана у вас вообще нет. Продвигайте продукт, как вам взбредет в голову. Затем, год спустя, снова взгляните на свой план и сравните реальность с тем, что вы планировали делать.
Предложите продукт бесплатно на самой ранней стадии
В треде оказался и представитель стартапа
Loomio
, который предлагает средства для рабочих взаимодействий. Первыми клиентами компании стали резиденты коворкинга, в котором фаундеры пилили свой проект.
Мы выпустили максимально облегченную бету, которую сразу же предложили пользователям. Поскольку продукт предоставлялся бесплатно, а мы постоянно собирали фидбек и добавляли часто запрашиваемые функции, люди с пониманием относились к нашему прототипу. Два года спустя многие их них добровольно щедро оплатили использование продукта за это время, хоть мы их об этом и не просили.
Вывод прост: если вы можете привлечь пользователей с первого дня, предложив им самую первую версию продукта — это обязательно нужно сделать. Это поможет вам узнать, что именно важно для людей, и развивать проект в соответствии с этими потребностями. А вовлечение пользователей в процесс разработки продукта, которым они пользуются, повысит их мотивацию к его использованию.
Начните писать блог
Пользователь itengelhardt поделился собственным опытом привлечения клиентов с помощью блога. Последовательность действий предлагается следующая:
- Завести блог на своем домене.
- Написать 20-30 статей по теме вашей индустрии (одно это уже даст какой-то трафик).
- Соберите некоторое количество электронных адресов потенциальных клиентов (можно выложить какое-то исследование, для скачивания которого надо ввести имейл).
- Напишите каждому персональное письмо с просьбой об интервью (можно предложить обратную ссылку со своего блога).
Попробуйте попасть в тематические СМИ
Пользователь HN под ником cl8ton пытался продвинуть свой проект через тематические блоги (отказ — слишком скучно), Hacker News (аудитория не заинтересовалась), Reddit (то же самое), AdWords (что-то пошло не так). Собирая фидбек, он продолжил работать над проектом, и в один прекрасный день довольно крупный блог упомянул его в статье. Это принесло 200 первых пользователей, затем про проект написал еще один блог, — в общем, начался эффект домино. Итог этого всего — 120к пользователей и 70 ежедневно создаваемых новых аккаунтов. (Кстати, у нас есть отличный гид по тому,
как попасть в топовые мировые СМИ абсолютно бесплатно
).
Используйте креативный подход
Интересным способом продвижения поделился фаундер проекта TripTern shasa.
Во время запуска проекта особых денег не было, на маркетинг уж точно. Поэтому в качестве средства продвижения мы выбрали Facebook, для которого сделали промо-материалы на основе постеров известных фильмов (
вот
парочка
примеров
). Такой подход позволил, в частности, попасть на Mashable.
Очень многие эксперты советовали стартаперам продвигаться с помощью Reddit. В России этот сайт не сказать, чтобы дико популярен, но, если вы делаете какой-то международный проект, то попытать там счастья определенно стоит. Однако сначала стоит получше изучить эту площадку.
Вот что по этому поводу говорит пользователь dbla:
Ключевой момент здесь — понимание сообщества. Есть радикальные различия в культуре между разными подреддитами, что выражается, в частности, в полярном отношении к самопиару. Важно взаимодействовать с аудиторией уважительно и правильным способом.
***
А как продвигаете свои проекты вы?
Источник:Цукерберг Позвонит