CEO компаний Кремниевой Долины договорились платить поменьше
Всем известно, что лучшее место для инженеров и программистов на планете Земля — это Кремниевая Долина, ведь именно здесь расположены самые знаменитые технологические компании мира, в каждом гараже сидит по стартапу, инвесторы рыщут в поисках молодых проектов, а средняя зарплата вполне может составлять
больше $7к
в месяц.
Однако все могло быть еще круче, считают журналисты издания Pando Daily, в котором недавно была
опубликовано
исследование, ясно дающее понять, что CEO крупнейших компаний Долины еще в начале двухтысячных вступили в сговор с целью не допустить роста зарплат инженеров.
***
В 2005 году, когда потребность Долины в инженерах стала
зашкаливать
, Стив Джобс и Эрик Шмидт договорились о шагах по снижению зарплат своих работников. В комплекс мер вошли обязательства не переманивать сотрудников друг у друга и раскрыть зарплатную сетку каждой компании, кроме того, были установлены штрафные санкции за нарушение договоренностей. 27 февраля того же года член совета директоров Apple и старший советник Google Билл Кэмпбелл написать Джобсу имейл, подтверждающий что Шмидт «принял [в заговоре] непосредственное участие и обязался прекратить все попытки хантинга людей из Apple».

Билл Кэмбпелл, запомните это лицо
Немногим позже Шмидт дал указания вице-президенту по бизнес-операциям Шоне Брауну (Shona Brown) держать соглашение в тайне и упоминать его «только устно, так как я не хочу оставлять бумажные следы, благодаря которым нас могут засудить».
Секретные диалоги и договоренности крупнейших имен Долины впервые всплыли во время антимонопольного
расследования
Министерства Юстиции, инициированного администрацией Обамы в 2010 году. Это разбирательство послужило основой коллективного иска, поданного от имени более чем 100 000 сотрудников технических компаний, чья заработная плата была искусственно снижена, по различным оценкам, на $9 млрд, которые по сути были украдены компаниями у своих работников во второй половине двухтысячных годов. Пару недель назад окружной апелляционный суд отклонил попытки Apple, Google, Intel и Adobe отменить иск и дал финальное разрешение на его дальнейшее рассмотрение. Рассмотрение дела коллегией присяжных под руководством судьи Люси Ко, которая председательтствовала во время рассмотрения патентного спора Samsung и Apple, назначено на 27 мая в Сан-Хосе.

Люси Ко
Существует также отдельное расследование и судебный иск к eBay и его бывшему CEO Мег Уитмен, которая сейчас возглавляет HP, к которым федеральное
правительство
и
штат
Калифорния выдвинули похожие обвинения в сговоре с Intuit (и, возможно, тем же Google) в аналогичный временной период.
Секретные «зарплатные договоренности» руководства Apple, Google, Intel, Intuit, Adobe и Pixar (которая сейчас принадлежит Disney) описаны в судебных документах как «всеобъемлющий заговор», несомненно нарушающий антимонопольный акт
Шермана
и закон
Клейтона
и более подходящий временам, которые предшествовали появлению этих законодательных инициатив, нежели двадцать первому веку. Сегодняшние масштабы неравенства в США достигли исторических максимумов со времен железнодорожных магнатов конца 19 века.
Вскоре после заключения соглашения с Google, Джобс принудил Adobe присоединиться к нему, обвинив на CEO Брюса Чизена (Bruce Chizen) в переманивании сотрудников Apple. Чизен считал, что запрет распространяется лишь на рекрутинг топ-менеджеров, на что Джобс пригрозил ему настоящей войной:
Окей, тогда я скажу нашим рекрутерам, чтобы они не стеснялись делать предложения любому сотруднику Adobe, который не относится к высшему менеджменту. Я правильно понял вашу позицию?
Чизен понимал, чем это грозит его компании, и был вынужден включить заднюю. На следующий день он сообщил вице-президенту по HR, что «мы не переманиваем ЛЮБЫХ сотрудников Apple, а они не трогают наших». До заключения «джентльменского соглашения» Стив Джобс даже угрожал войной самому Google, потребовав от Сергея Брина отказаться от затеи найма команды, работавшей над Safari:
Если вы наймете хоть одного из этих людей, это будет означать войну.
Брин тут же посоветовал менеджментму своей компании свернуть все попытки перетянуть на работу сотрудников из Купертино.
На протяжении нескольких следующих лет раздувающийся пузырь технологических компаний привел к тому, что к соглашению между Apple, Google и Pixar присоединились Intuit и Intel. Эти секретные договоренности базировались на отношениях членов советов директоров. CEO Intel Пол Отеллини вошел в совет директоров Google в 2007 году, и это
принесло
ему $23 млн за год, не считая опциона на миллионы акций Google.
Тем временем Эрик Шмидт трудился в совете директоров Apple до 2009 года, когда антимонопольное расследование Министерства Юстиции вынудило его оставить пост. Тогдашний глава Intuit Билл Кэмпбелл также заседал в совете директоров Apple и был официальным
советником
Шмидта в Google до его ухода с должности в 2010.
Кэмпбелл играл ключевую роль в закулисных соглашениях CEO различных компаний. В частности, его способности высоко ценили Стив Джобс и Эрик Шмидт. Согласно судебным документам, именно Кэмпбелл стал тем человеком, который усадил за стол переговоров Джобса и Шмидта. Его имя всплывает и в процессе присоединения к «пакту» Intel.
Заключение соглашения с Google было целью Apple с самого начала – в статьях в технологической прессе от 2005 года активно обсуждались хантинговые усилия Google, которые стали ключевой причиной самого значительного роста зарплат в течение более 10 лет.
В то время, как Кэмбелл играл роль темного кардинала, выполняющего грязную работу, которую боссы больших компаний самостоятельно сделать не могли, в этой истории есть и другие примечательные действующие лица. Например, создатель «Звездных Войн» Джордж Лукас, который, собственно, и придумал схему «ограничения» заплат в середине 80-х годов, когда продал подразделение компьютерной анимации Lucasfilm под названием Pixar Стиву Джобсу. Согласно судебной документации:
Джордж Лукас считал, что компании не должны конкурировать друг с другом за сотрудников, потому что это «не нормальная конкуренция». Как объяснил Лукас, «У нас было правило, которое я ввел, и которого мы все придерживались», согласно которому «мы не можем ввязываться в гонку зарплат с другими компаниями, поскольку у нас нет для этого возможностей».
Проще говоря, соглашение между Лукасом и Pixar означает, что а) компании никогда не станут переманивать друг у друга сотрудников, б) оповещать друг друга о попытках найма на работу сотрудников противоположной компании, даже если работник сам прислал резюме, а не получил предложение о работе, в) каждое предложение о работе, сделанное любому сотруднику, рассматривается как финальное для избежания «войны ставок».
Джобс взял это соглашение за основу двумя десятилетиями спустя, во время своей кампании по ограничению зарплат инженеров.
Компании, участвовавшие в заговоре, пытаются доказать, что эти договоренности не имели целью ограничение заработков работников, но суд считает, что существуют «исчерпывающие документальные доказательства», свидетельствующие о том, что как раз это и было главной целью, которая была успешно достигнута. В числе улик софт, который компании использовали для мониторинга зарплат и расчета «справедливой» оплаты.
В частности, Google использовал «зарплатный алгоритм», который определял, соответствует ли зарплата специалиста, занимающего конкретную должность, диапазону приемлемых цен за подобную работу. Несмотря на то, что компании любят заявлять о том, что талант и упорный труд вознаграждаются, в Google был специальный отдел, который занимался «справедливым» распределением зарплатных бюджетов: в частности, это означало, что низкооплачиваемые работники, которые хорошо работали, получали большую прибавку в зарплате, чем более высокооплачиваемые сотрудники, которые также добивались хороших результатов.
Компании, вступившие в сговор, открыли друг другу свои данные по зарплатам, чтобы координировать усилия по снижению затрат на персонал. И в то же время, рекрутер любой из этих компаний мог быть уволен после звонка недовольного CEO другой организации.
В 2007 году, когда Джобс узнал о том, что HR-департамент Google пытался предложить работу одному из сотрудников Apple, он просто переслал письмо, полученное работником, прямо Эрику Шмидту с комментарием: «Я был бы признателен, если бы вы так больше не делали». Спустя в час Google сделал «публичный жест», уволив рекрутера во избежание будущих недопониманий.
Точно также, когда CEO Intel Пол Отеллини услышал о том, что рекрутеры Google пытались переманить его технических специалистов, он написал Шмидту: «Эрик, можешь помочь разобраться???».

Пол Отеллини
На следующий день тот ответил: «Если мы узнаем, что наш рекрутер пытается нанять вашего сотрудника, мы его уволим».
Одна из причин, почему такие соглашения отлично работают в деле искусственного ограничения роста зарплат, — это то, что в подобной ситуации сотрудники лишаются актуальной информации о рынке труда, что в таком конкурентном месте, как Кремниевая Долина середины 2000-х, было бы очень полезно знать. Ведь не секрет, что компании считают «холодные звонки» с предложениями о работе талантам, которые в принципе не ищут работу, но могут соблазниться хорошим предложением, крайне эффективным методом рекрутмента.
Google выше всего ценил «пассивные таланты» — специалистов, которые сами не ищут работу, поскольку в целом в Долине считается, что с последними что-то не так. По мнению корпораций, выгоднее иметь в команде людей, которым все нравится и на текущем месте работы.
Незадолго до заключения соглашения с Apple руководство департамента по работе с персоналом Google заявляло, что необходимо «драматически увеличить ставки при найме» для того, чтобы перебить предложения конкурентов. CEO eBay Мег Уитмен это не понравилось, и в начале 2005 года она позвонила Эрику Шмидту с жалобой: «Все обсуждают Google, потому что вы задираете зарплаты». Как раз примерно в это время eBay заключил договоренности об ограничении найма с возглавляемым Биллом Кэмпбеллом Intuit. Это соглашение, кстати, сейчас также под пристальным взглядом властей.

Мэг Уитмен
Так что, несмотря на разговоры о том, что Долина — это рай для технических специалистов, и высокопарные рассуждения о наступившей пост-индустриальной эре, теперь мы понимаем, что
старые
методы обхода правил все также неплохо работают.
Источник:Цукерберг Позвонит