Озон vs Викимарт
Известный предприниматель Максим Фалдин, основатель онлайн-гипермаркета Викимарт, недавно написал
в своем личном блоге интересный пост про Озон
:
Озон сегодня – это дряхлый старик в молодой отрасли. В 2009-12 годах из него ушли все квалифицированные люди. Викимарт давно исключил Озон из своих хантинг-листов. Там некого стало хантить.
Максим рассказывает про хитрости Озона, который продает авиабилеты для увеличения валовой выручки:
Последние 5-6 лет компания растет медленнее рынка. Чтобы скрыть этот провал, они нашли незамысловатую формулу: объединять выручку онлайн ритейла с выручкой по авиабилетам. Сегмент авиабилетов и правда быстро растет – людям все равно, где покупать билеты Аэрофлота. Только в этом сегменте нет и никогда не будет маржи, в нем зарабатывает один только Аэрофлот. И вообще это другой бизнес, на котором никто в мире не научился зарабатывать. Зато многие научились генерировать большие обороты для авиакомпаний. Озон соединяет эти показатели с остальной своей выручкой и декларирует рост. И пусть все на рынке знают, что это чистое наебалово – правильно посчитанный рост никогда не превышал 30%, а в последние время сильно замедлился — можно декларировать рост 80% и оборот в полмиллиарда. Как сказал один известный западный аналитик – this is pathetic!
К посту написано много интересных комментариев, например, читатели сравнивают пользовательский интерес к Озону/Викимарту по вордстату, где разница на порядок:
Максим детально анализирует успехи Озона по привлечению инвестиций:
Прошлый раунд Озон закрыл с большой помпой: подняли рекордные $100m, в число инвесторов вошел Ракутен. Раунд был широко распиарен, по всему миру мне задавали вопросы – что они будут делать с такими деньгами? Мой ответ был лаконичным: просирать.
Делает выводы:
Я не знаю, какие слова нужно подобрать для инвесторов, существует ли такая комбинация слов, чтобы объяснить судьбу предыдущих ста миллионов, а заодно рассказать, почему за 15 лет компания так и не стала прибыльной. Но, видимо, они эти слова найдут. И поднимут деньги. И опять будет большой PR, покупка игроков, новые проекты, громкие слова про лидерство, рост, развитие направлений. И опять деньги будут просраны. Тем, кому не помогли сто миллионов долларов, двести тоже не поможет.
Интересно взглянуть на финансовые результаты Озона и Викимарта. Например,
Михаил Смолянов, СЕО Мегаплана, выложил данные СПАРК-Интерфакс
(сверху Озон, снизу Викимарт), из которых понятно, что эффективная и правильная компания Викимарт генерирует чистых убытков куда больше, чем дряхлый Озон:
Вот и Сергей Фаге говорит, что
зарабатывать для компаний это лишнее
:
Тут кто-то пользуется Озоном? Не говоря уже про Викимарт? Для чего?
Источник:Цукерберг Позвонит