Доттер
Как только на флоте начали широко использоваться нарезные орудия, моряки с огорчением обнаружили что их замечательная точность может быть использована в полную силу только на спокойной воде. Даже небольшое волнение сильно уменьшало вероятность попадания в мишень.
На стрельбах 1898 года капитан английского флота Пирси Скотт(Percy Scott) заметил, что один из из наводчиков точно клал снаряды в цель, несмотря на сильное волнение. Он быстро и точно вертел колесо вертикальной наводки, компенсируя качку. Но как приучить остальных наводчиков делать то же самое?
Впрочем само устройство не слишком интересно попаданцу — уж слишком узок исторический период, когда оно может быть введено, а самостоятельно дойти до нарезной корабельной артиллерии попаданец сможет очень и очень нескоро.
Гораздо более поучительна для попаданца будет история внедрения доттера на флоте. Очевидно, что такое простое и эффективное устройство надо было немедленно начать применять на всем британском флоте. Ведь судьба Британии была неразрывно связана с мощью ее морского флота, а значит и точностью огня его орудий.
Но понимали ли это современники? Скотт вспоминает, что при корабельных инспекциях проверялась почти исключительно качество корабельной уборки и здоровье моряков. В лучшем случае инспектор проверял, в состоянии ли корабельные орудия вести огонь. Когда Скотт проверял крейсер «Ужасный», он обнаружил что орудийные прицелы было невозможно настроить, а порты передних орудий были настолько малы, что в прицел нельзя было увидеть неприятеля. Эти проблемы касались всей серии крейсеров и не были обнаружены в течении нескольких лет!
В июне 1899 года Скотт оправил чертежи и описания устройства в Адмиралтейство. В январе 1901 начались испытания «усовершенствованного» Адмиралтейством доттера. В декабре 1902 началось внедрение доттера на флот. Усовершенствования, внесенные бюрократами, резко ухудшили устройство и его пришлось исправлять на местах.
Скотт был в первую очередь изобретателем и мало занимался непосредственным внедрением, поэтому для нас будет более интересна история внедрения доттера на американском флоте Вильямом Симсом(William S. Sims), который активно занимался именно внедрением.
Эту историю можно разделить на 4 фазы.
На первой Симс столкнулся с безразличием. Тринадцать отчетов о новом методе тренировки были отложены бюрократами в долгий ящик. Симс позже нашел несколько копий первых отчетов в архивах, полусъеденных тараканами.
В ответ на это Симс начал использовать в своих докладах агрессивный, неуважительный тон и разослал копии коллегам-капитанам. Бюрократы были вынуждены оправдывать свое бездействие логическими доводами — вторая фаза. Они говорили что оборудование Скотта было намного лучше стандартного, а потому новый метод был неприменим к имеющемуся(на самом деле Скотт использовал стандартное оборудование, незначительно переделанное в корабельной мастерской). Были проведены эксперименты, которые показали что наводчик не может опускать и поднимать ствол достаточно быстро, чтобы компенсировать качку. Едиственной проблемой в этих экспериментах было то, что они проводились на земле. На море инерция ствола помогала наводчику — и инерция, и наводчик стремились сохранить положение ствола. На суше они действовали друг против друга.
Противники быстро перешли к третьей фазе — склочной грызне. Симса назвали эгоистом и фальсификатором. Он сам также не стеснялся в выражениях.
Наконец в четвертой фазе история дошла до самых верхов. Симс написал письмо президенту Рузвельту и был назначен главным инспектором стрельб американского флота. Вся история заняла 2 с лишним года — с 1900 по 1902. Печальный урок для попаданца!
Источники:
Fifty years in the Royal Navy» by Admiral Sir Percy Scott
Gun fire at Sea: A Case Study of Innovation
Источник:Попаданцев.Нет