7 советов по поиску программистов в стартап
Об авторе
Макс Ищенко
— создатель проекта
DOU.ua
(сообщество в основном украинских разработчиков, 40 тыс. участников). Недавно запустил
djinni.co
, сервис для поиска программистов. Макс нашел или помог найти не одну сотню программистов, поэтому знает о чем говорит.
Жизнь любого стартапа можно разделить на две части: 1) поиск своей ниши и 2) масштабирование. В английском языке популярно выражение
product-market fit
. Стратегия поиска сотрудников и советы на этих этапах принципиально разные.
Стадия product-market fit
Главная задача – создать минимально работающий прототип (MVP), который подтвердит ваши гипотезы о рынке, пользователях, продукте, бизнес-модели.
Совет №1. Не нанимайте
Хороший программист умеет решать сложные технические задачи и делает это хорошо. Вот только самые главные вопросы на старте совсем не технические. Существует ли проблема, которую мой продукт будет решать? Смогу ли я найти пользователей, для которых она критична? Достаточно ли этих пользователей, чтобы построить успешный бизнес?
Я уверен, что MVP можно сделать и без найма дорогостоящих программистов. Интервью с пользователями, Facebook, MailChimp и куча других инструментов, которыми способен воспользоваться даже cпециалист по SMM. Программистов и дизайнеров можно привлечь для “точечных” задач, через oDesk или dribbble.
Совет №2. Программист как инвестор
Начиная общение с потенциальным сотрудником, не стоит рассказывать о своей гениальной идее и о том, как у вас будет компания на миллиард. Ваша задача №1 – доказать, что вы не “наивный стартапер”.
Расскажите о своих успехах. Чего вы уже добились. На основании чего я (как программист) могу поверить в вас, в первую очередь и потом уже в идею.
Это как поиск инвестора. Покажите цифры. Traction. Напишите на бумаге и вычеркните все прилагательные.
Если вы маркетолог, покажите фейсбук страничку на 10 тыс. лайков вашей идеи. Если сейлз – подписанные контракты на покупку пока еще несуществующего продукта. Если вам не 17 лет, расскажите какие успешные проекты вы уже сделали, пусть и в качестве наемного сотрудника.

Ленивец заставляет котана писать валидный код (отсюда: http://devopsreactions.tumblr.com/)
МАСШТАБИРОВАНИЕ
Итак, у вас есть продукт, есть первые пользователи, возможно даже денежный поток. Поздравляю, 9 из 10 стартапов закроются раньше, чем дойдут до этой точки. Время нанимать!
Совет №3. Хорошие специалисты стоят денег
Настолько очевидный совет, что просто глупо об этом говорить, не так ли? Не совсем.
Как фаундер вы вероятно убеждены, что ваш продукт изменит мир, а значит люди будут готовы работать практически “за еду” ради шанса принять участие в таком проекте. Не будут. У хороших специалистов всегда есть выбор и другие “интересные проекты”, но с рыночной зарплатой. И перспектива “рискнуть” низкой зарплатой сейчас ради теоретических миллионов понимания у наемного сотрудника, как правило, не вызывает. Что логично – иначе он бы уже был фаундером своего стартапа.
Совет №4. Не пугайте кандидатов опционами
Очень маленький процент программистов понимают, что значит vesting with 1-year cliff и чем отличается “опцион” от «стока». Если вы начинаете рассказывать об этом на собеседовании вы скорее всего только напугаете кандидата – «это какой-то непонятный развод, чтобы не платить мне рыночную зарплату».
Сохраните доли и опционы для ключевых сотрудников, которые с вами уже несколько лет и которые верят в вас и продукт. Для остальных сотрудников есть зарплата. Зарплата понятна и точно работает.
Совет №5. Сайты по трудоустройству не работают
У “больших” сайтов, типа HeadHunter, есть огромный минус с точки зрения стартапа. Это “шум”.
На любую более-менее хорошию вакансию придет гора резюме от “горе-программистов” и, если повезет, 1-2 “нормальных”. Причем по резюме нереально оценить кто перед вами – люди которые неделями и месяцами ищут работу часто имеют шикарное резюме.
В итоге вы тратите огромное количество времени на отсев и собеседования с очень низким КПД. А время это как раз то, чего в стартапе всегда не хватает. Как, вероятно, не хватает и выделенного ейчар (рекрутера), так что на “отсев” тратится ценное время СТО или техлида.
Мой рекорд – 50 собеседований за неделю при нуле адекватных.
Где же искать? Знакомые и друзья, LinkedIn, Хантим.ру, форумы и, само собой, наш
djinni.co
(прим. редактора: мы на этом не специализируемся, но слышали много хороших отзывов и про наши
вакансии
)
Совет №6. Проверьте мотивацию и ожидания кандидата
Даже если кандидат с блеском прошел техническое интервью это еще не значит, что можно делать оффер. Для стартапа очень важно чтобы мотивация кандидата и его ожидания совпадали с тем, что ваша компания может (или не может) дать.
Если у кандидата есть, например, кредит на квартиру, то ему гораздо важнее стабильность и гарантии того, что компания не закроется через 6 месяцев, когда закончатся инвестиции.
Часто кандидаты, поработавшие несколько лет на хорошей должности в крупной компании, не могут перестроиться на ненормированный рабочий ритм стартапа. У многих бывают иллюзии того, как “круто” работать в стартапе.
В итоге человек от вас все равно уйдет через несколько месяцев, а вы потеряете время и деньги.
Совет: обсудите причины поиска работы и ожидания кандидата. Попытайтесь оценить, насколько он готов работать и что им движет.
Совет №7. Сделайте так, чтобы искали вас
В стартапе каждый день возникают критичные задачи, помимо поиска кадров. У вас нет “бренда” на рынке труда. У вас нет эйчара, которого можно посадить прочесывать сайты с вакансиями и LinkedIn.
Сделайте так, чтобы потенциальные сотрудники искали вас, а не вы их.
Способов масса. Написать скандальную статью для Цукерберг Позвонит. Разбрасывать из офиса пятитысячные купюры. Провести хакатон или крутой конкурс. Сделать продукт, аналогов которому нет в мире.
У Питера Тиля был
отличный вопрос
для фаундера – зачем к вашему стартапу присоединится сотрудник №20? Что такого уникального вы делаете, что программист не найдет ни в одном другом проекте? У большинства стартапов ответа нет. Зато если он есть – у вас есть шансы привлечь самых лучших.

Программист в инновационном нано-стартапе
Источник:Цукерберг Позвонит