Не будьте бесплатными пользователями
Мэтью Чегловски, основатель платного сервиса закладок
Pinboard
(личная рекомендация) довольно давно
написал хороший пост
про бесплатных пользователей и почему быть бесплатным плохо.
***
Вам нравилась
Gowalla
? Как насчет
Dodgeball
,
EtherPad
или
Aardvark
?
Это очень разные продукты, но они развивались примерно одинаково. Сначала кто-то строит крутой, бесплатный продукт, он набирает кучу пользователей, потом приходит большая компания и покупает стартап. Сервис закрывают, а фаундеры пишут красочный пресс-релиз о том, как они счастливы работать с Фейсбуком/Гуглом/AOL и еще какую-то чушь про невероятную синергию. Больше от них ничего не слышно.
Вне зависимости от истинных намерений фаундеров стартапа, это вполне стандартная схема по накачиванию сервиса и его продаже. Популярность с одной стороны привлекает покупателей, а с другой стороны делает проект финансово нестабильным. В итоге фаундеры выходят в кэш, покупатель получает несколько хороших инженеров, а пользователи в пролете.
Этого легко избежать. Просто не доверяйте свои данные сервисам, которые не берут с вас денег.
Если каждый новый пользователь заносит немного денег разработчикам, то вероятность того, в один прекрасный день вы увидите текст «Нас купил Фейсбук, у вас есть три дня на то, чтобы выкачать свои данные», сильно уменьшается. Если вы пользуетесь бесплатным сервисом, загружая сотни или тысячи фотографий и файлов, то будьте готовы читать про «синергию» в ближайшем времени.
Вот простая таблица:
Бесплатный сервис | Платный сервис | |
---|---|---|
Стабильность | Теряет деньги | Зарабатывает |
Активный рост | Теряет больше денег | Зарабатывает еще больше |
Экспоненциальный рост | Теряет кучу денег | Зарабатывает кучу денег! |
Вы пользуетесь сервисом, который вам очень нравится, но у него нет бизнес-модели? Напишите разработчикам и заставьте их добавить денежную мотивацию для пользователей! Выручка с одного пользователя не должна быть невероятно высокой, достаточно того, что она будет выше нуля.

Синергия и миллион бесплатных пользователей
Я люблю бесплатный софт, и я не смог бы построить Pinboard без него. Но тут есть серьезная разница. Если ваш бесплатный софт внезапно становится популярным, вы получаете: тестеров, разработчиков, и других людей, которые готовы работать на развитие проекта. Если ваш бесплатный вебсайт получает миллион пользователей, то вы теряете ресурсы, а все ваши деньги уходят в Linode или Amazon.
Если вам нравится стартап, то заставьте их ввести платные аккаунты или показывать вам рекламу. Если они отказываются, сделайте клон и добавьте монетизацию сами. Бесплатные продукты долго не живут.
Источник:Цукерберг Позвонит