Что такое Workle.ru или как продать друзей
Workle.ru
я услышал ещё в прошлом году от самих создателей: тогда мне довелось быть ведущим секции на i-Comference-2012, где выступал создатель "Воркла"
Владимир Горбунов
. Проект меня заинтересовал: что, правда, банки готовы брать на удалённую работу человека, которого они не видели? Что, правда, страховые компании могут сотрудничать с людьми, сидящими от них за много километров? А человек из далёкой глубинки, подключившийся к интернету, сможет конкурировать за рабочие места с остальными россиянами исключительно своими способностями, а не местом проживания?
Сервис, который смог бы решить такие задачи, не может не вызвать интереса. И одобрения
самых высоких лиц в государстве
:
Тёзки Горбунов и Путин на Селигере
Ещё год назад я попросил доступ внутрь Workle, чтобы посмотреть на то, как всё работает, на что мне вежливо было отказано - нет, ещё не всё готово. Нет, вот скоро будет открытая регистрация, и тогда - пожалуйста. Мне хватило паранойи, чтобы ничего не писать про проект, где всё гладко на бумаге, но Workle я запомнил. Тем более то тут, то там в прессе
всплывали благожелательные отзывы о сайте
. С серьёзными и экспертными отзывами от АСИ, Путина и прочих облечённых властью лиц. Настораживало лишь одно: никто из журналистов, опять, же не видел изнанки сайта.
(На то, чтобы настораживаться при виде странных стартапов у меня были свои причины - в 2009-м году у нас очень странно протекало общение с Анной Чапман, которая в ходе обычной переписки о том, что что-то в тексте про Domdot стоит подправить, что-то усилить, просто внезапно прекратила общение, что было крайне нетипично для людей, заинтересованных в освещении своей деятельности. Позже причины отсутствия интереса Анны к пиару Domdot прояснились. Но у Workle причина скрытности была другой.)
Дело в том, что сайт хотя и называет себя работодателем, даёт только работу. Он не даёт клиентов, предлагая заниматься их поиском самому пользователю. По сути, Workle является интернетизированным аналогом бумажных объявлений "Работа молодым и энергичным, опыт необязателен!". Точно так же, как и расклеенные бумажки, Workle не склонен описывать незарегистрированному пользователю суть работы, обещая лишь высокую зарплату и головокружительные перспективы при полном отсутствии опыта. Ведь на входе работа описывается так:
После регистрации и прохождения обучения, когда пользователь уже бьёт копытом в ожидании клиентов, которых он проведёт через дебри предложений банков и страховых компаний, оказывается, что есть нюанс - клиентов пользователь должен найти сам. Из своих друзей:


В моём случае попытка заработать на друзьях из ВКонтакте, боюсь, имела бы слишком юмористический характер:
Нет, после такого открытия не все пользователи расстаются с Workle - всё-таки обещанный доход в 20-30-50 тысяч рублей манит к себе. Какая-то жизнь на проекте удерживается, что можно легко подтвердить поиском по
тому же ВКонтакте
. Но иногда MLMщики показывают "Ворклу" гримасы почище, чем смог бы изобразить Олег Попов. Посмотрите на сотрудника дня от 5-го марта - он поднял 9 тысяч рублей на страховке:
А теперь почитайте его блог:
Оказывается, что сотрудник дня
раз в год продаёт автостраховку своему папе
, обеспечивая себе хорошую скидку, а Workle - неплохую комиссию и легенду о тысячах работающих агентов. Порадуемся за папу с такой самостоятельной дочуркой.
Есть на сайте и спамеры - куда без них:
Но это не так важно: где спамеров не бывает?
Проблема в другом. Не могу сказать, что меня так уж поразила сама по себе бизнес-модель Workle: прикрутить MLMщиков к компаниям, которые не задумывались о таком способе продаж - нелёгкий труд. Собрать их базу и обучить - тоже. При этом и процесс обучения, и сам сайт действительно сделаны на весьма и весьма высоком уровне. Напрягает лишь несколько вещей:
- Отсутствие информации на входе о том, чем пользователю придётся заниматься. Это умолчание слишком похоже на обман.
- То, что сайт попал в резиденты "Сколково". Мне кажется это странным, это всё равно что давать данный статус IT-подразделению компании Amway: ведь там и IT, и работу людям дают! Полезная ведь штука! Давайте и их в Сколково?
- И последнее: очеловечивание процесса продажи достаточно рутинных вещей на самом деле приводит к деинновационности. Вместо того, чтобы разгрузить кучу агентов-балаболов и дать людям сервис по покупке страховок-туров, мы вводим в процесс посредника-человека, который, возможно, мог бы заняться в своей жизни чем-то намного более инновационным. Например, валить лес.
Юрий Синодов, sinodov@roem.ru
Источник:Roem.ru