Николай Давыдов, iTech Capital: Есть два подхода к инвестициям – охота и рыбалка (часть 1)
Николай Давыдов, инвестиционный менеджер фонда
iTech Capital
, рассказал о том, как проходит его обычный день, сколько лет живут инвестиционные фонды, и у каких компаний нет шансов получить инвестиции. Мы разбили интервью на две части, сегодня публикуем первую.
***
Саша Пеганов: Николай, расскажи, как проходит обычный день инвестиционного менеджера? Чем ты занимаешься с утра до вечера, и сколько времени у тебя уходит на разбор почты, на встречи со стартаперами? И чем ты занимаешься еще?

Николай хитро отсматривает входящие проекты
Николай Давыдов
: День на день не приходится. За что я люблю работу – она каждый день разная. Классически встаю в 8 утра, иногда в 9 – под звуки перфораторов, чем хорошо жить в новостройке.
Сажусь в машину, пока еду, разгребаю почту. Это обычно емейлов 20, после вычищения спама. Пишут по идущим сделкам, очень много мейлов по юридическим вопросам, связанным со сделками – я там просто стою в копии и читаю, чтобы они не накапливались. Стартаперы у нас в России просыпаются часов в 12, и начинают писать с 12 — с 12.30, у меня в это время обычно встречи уже. Как правило, у меня в неделю два выездных дня, когда я встречаюсь вне офиса.
Вообще, есть два подхода к инвестициям – это охота и рыбалка.
СП: Охота – это когда сам ищешь, а рыбалка – когда фильтруешь входящие?
НД: Да. У нас в фонде очень много сильных инвесторов из отрасли, которым присылают много качественных крутых проектов. Но мы же хотим реально много заработать, поэтому время от времени оставляем удочки и еще и идем «в лес».
За что я люблю выездные встречи – за то, что можно посмотреть на людей в среде их обитания. Очень многое можно сказать, например, по рабочему столу. Особенно круто делать это вечером – вот ты приехал к нам в 8 вечера, и все на месте, все работают. А бывает, приезжаешь в компанию в 6.05, а там 90 % сотрудников разбежались. И делаешь вывод – компания устает.
Мы инвестируем 80% фонда в зрелые проекты, которые неплохо зарабатывают, и им нужна добавленная ценность от партнера – в том, что он выстраивает качественное управление компанией по западным нормам, создает из бизнеса компанию, которая стоит дороже, чем она зарабатывает в моменте. Это наша основная специализация. Но задор у компании должен быть свой, мотивацию мы дать не можем. А 20% мы инвестируем в что-то, что может хорошо бабахнуть на весь мир, но находится пока в не очень зрелой стадии.
Возвращаясь к распорядку дня: соответственно, проснулся, поехал, по дороге разгреб емейлы, приехал на первую встречу. Обычно это две встречи подряд, а третья уже за обедом. Ближе к часу дня я приезжаю в офис: если это не день инвесткомитета, и внутренних совещаний нет, посвящаю время чтению западной прессы – для нас готовят специально выжимки по основному.
СП: Не хватает времени?
НД: Смысла нет, все важное там уже есть.
Виктория Грачева, PR-директор iTech Capital: И «Цукерберг Позвонит», конечно (смеется)
СП: Техкранч фигачит по 30 постов в день. Cложно поспевать. По средам у вас инвесткомитет?
НД: Да, собрание инвест-команды, потому что многие работают и в поле, и нужно, чтобы все всегда были в курсе, что происходит, и шарили опыт. Каждый рассказывает, что за это время сделал, какие планы, получает советы.
Часам к пяти я снова ухожу во встречи – как правило, уже в офисе. Стартаперов, на самом деле, мало – очень мало тех, с кем действительно стоит встречаться. Из кучи мейлов, которые приходят на почту, хорошо, если одно из двадцати цепляет чем-то, чтобы ответить, задать какие-то вопросы. Каналы коммуникации, кстати, сильно меняются – раньше писали больше почтой, теперь Фейсбуком. Наверное, в Фейсбуке даже как-то проще меня выловить, и я больше отвечаю.
СП: Наверное, они ориентируются на то, что ты довольно активно там пишешь про профессиональные вещи. Они это видят, подписываются, читают и реагируют.
НД: Да, число подписчиков действительно растет пугающими темпами. После 8 – самое продуктивное время для работы с документами. Чтобы не заскучать от текстов и экселя – каждые минут 40 ненадолго переключаюсь на другой проект – думаю о стратегии, например.

Главная страница iTech Capital
СП: Про портфельные компании: на сайте увидел у вас четыре, Giftofoni, «Битва брендов», QIWI Post и SeoPult.
ВГ: Это те компании, о которых мы сейчас говорим публично, сделки с которыми уже полностью закрыты. Помимо этого, у нас идет работа над большим количеством проектов, чем уже есть на сайте, и объявлять о них будем в ближайшие месяцы.
СП: То есть, на сайте только небольшая доля того, что есть на самом деле?
НД: Да, на сайт добавляем в последнюю очередь: когда все доделано и руки дойдут. Например, одну из наших сделок анонсировали месяца через 2 после самой сделки.
СП: Речь про SeoPult?
НД: Да. Это вообще показательная такая сделка – мы просто взяли и вытащили неизвестный до этого широкому кругу инвесторов сегмент рынка, показав, что он классный, он прозрачный, очень денежный и растущий. Это была одна из первых наших инвестиций, за которой последовал большой интерес к рекламной отрасли в принципе.
СП: У вас вообще какая стратегия фонда? Вы входите в компании – и что дальше?
НД: Смотри, у нас фонд классический, срок жизни фонда – 5 лет. Соответственно, через 5 лет мы должны прийти к моменту, когда у нас нет портфельных компаний, есть только деньги, которые надо распределить по инвесторам. Естественно, что из каких-то компаний будем выходить быстрее. И возможен вариант, что будет, например, плохая рыночная конъюнктура, а компания уже доросла до IPO – и тогда можно принять решение и продлить фонд, по-моему, на 2 года. Это делается при участии всех инвесторов – они должны быть в любом случае довольны этим решением.
Соответственно, мы смотрим те компании, которые сможем через три года красиво маркетировать и продавать. Не скрою, лучше всего мы умеем продавать и покупать компании – из того, что мы в принципе умеем. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом – если ты начнешь заниматься чьим-то чужим делом, то кто-то начнет заниматься твоим. Поэтому мы сосредотачиваемся на капитализации, и у нас есть реально много времени на то, чтобы не просто причесать компанию на бумаге, как инвестбанк, но и сделать это в реальности
Инвестиционный рынок – это такая огромная пишевая цепочка. Всякие госфонды, пенсионные фонды – они инвестируют максимально в безрисковые инструменты и в фонды фондов, которые, в свою очередь, инвестируют в другие фонды, и так далее. Фонды на ступеньку крупнее нас, особенно на западе – инвестируют по длиннющему чеклисту, без эмоций: «нет МСФО отчетности? Минус к оценке». На российском рынке, кстати, тоже есть фонды, которые не имеют физических лиц в инвесторах. Мы, скорее, исключение из правил, у нас порядка тридцати инвесторов-физиков.
СП: Какой у вас размер фонда?
ВГ: На данный момент около $80 млн, и мы продолжаем принимать.
СП: Я не очень в этом разбираюсь, у вас же нет в наличии сейчас всех этих денег? То есть, вы находите компанию, если все всем нравится, делаете capital call партнерам …?
НД: Да, у нас абсолютно классический фонд, структурированный по правильным канонам. Все инвесторы вносят некоторую сумму сразу, но всю сумму сразу мы не требуем. Фонд у нас закрытого типа, и мы делаем закрытие в несколько этапов, после чего инвестируем деньги, продаем активы, деньги сразу распределяем.
СП: Долго вы работаете уже? Год-полтора?
НД: Порядка полутора.
ВГ: Мы начали работу в июне 2011 года, но естественно, что команда работала до этого. Недавно исполнилось 3 года.
НД: В прошлом году я мог сказать, что денег больше, чем проектов. Сейчас мы очень жестко выбираем среди лучших, потому что денег не очень много.
СП: Какой у вас средний чек?
ВГ: От 1 до 10 млн.
НД: Самый сладкий размер – 5-7 млн. У нас есть сделки и по 10 млн, и поменьше. Вообще, всегда плохо, когда ты инвестировал полмиллиона долларов, рядом есть две инвестиции по десятке – и ты больше борешься за те инвестиции, в которые вложил больше денег.
ВГ: Надо сказать, 20% изначально отведено под всевозможные стартаперские темы, которые по деньгам меньше.
НД: Очень маленькие инвестиции, но ими хочется заниматься, потому что они прикольные.
ВГ: Например, «Битва брендов» у нас в плюсе. Они, правда, сейчас ушли в спящий период и разрабатывают новый проект, который должен о себе заявить.
НД: Они монетизировали и отбились с нескольких рекламных кампаний. Но ранние проекты это, скорее, наша отдушина, а серьезный фокус – на те компании, которые не растут двадцатизначными темпами исключительно потому что они уже большие. Мы ориентируемся на рост, как минимум, 100% в год.
СП: Если говорить про области, на которых вы специализируетесь – что вас больше привлекает?
НД: Интернет пришел к тому времени, когда люди понимают, что интернет-компания чего-то стоит когда решает какую-то проблему за что ей готовы платить. Интересны сервисные модели, реклама, почти на все смотрим. Но вот е-коммерс – довольно интересный сегмент, но им надо заниматься на масштабе, это должен быть конвейер. Меня очень удивляет, когда приходят люди и говорят: у нас оборот 50 млн рублей, мы сейчас зарабатываем небольшой минус, и нам надо $10 млн. Я говорю: ребята, как вы на таком обороте делаете минус? Если в вас инвестировать, вы только масштабируете свой оборот — и свой минус. Если ты открываешь магазин на улице, и он минусовый – ты же не заливаешь его баблом, чтобы он вдруг стал плюсовым.
СП: С одной стороны, ты прав, с другой, посмотри на Amazon: при огромном обороте у них крайне небольшая прибыль.
НД: Да, здесь можно закопаться в финансы и понять, что данная компания убыточна, потому что вкладывает все деньги в рост, а если компания не вкладывает все деньги в рост и все равно убыточная, нет смысла в нее инвестировать.
//конец части 1
Источник:Цукерберг Позвонит