Как защитить идею?

Все блоги / Про интернет 7 февраля 2011 0   
Автор: Аркадий Морейнис,
"Главстарт"


Некоторые люди с идеями - авторы потенциальных стартапов - до сих пор боятся, что их идеи украдут: другие стартапы, разработчики или инвесторы. Что это: паранойя или обоснованные опасения? И что вообще надо делать, чтобы защитить свою идею?

1. Другие стартапы не украдут идею, потому что у них уже есть своя идея
Утверждение, по-моему, настолько очевидное, что даже не нуждается в комментариях.

2. Разработчики не украдут идею, потому что у проекта, основанного на любой идее, должен быть главный человек
Это опасение базируется на распространенном непонимании того, что такое идея, и в чем заключается роль ее автора. Идея - это не простое предложение сделать что-то: "давайте наконец сделаем удобный сайт для выбора туров", "давайте сделаем сайт вопросов и ответов, где можно будет получить квалифицированный ответ на любой вопрос", "давайте сделаем социальную сеть, которая будет лучше, чем Фейсбук". Идея - это понимание того, как это сделать.

Понимание того, как это сделать, может основываться, во-первых, на технической компетенции автора. В этом случае автор идеи является ключевой фигурой проекта, и красть идею без такого автора смысла большого нет. Все равно потом придется искать главного технического человека, обладающего необходимой квалификацией, заражать его этой идеей и следить за тем, чтобы зараза к нему пристала надолго. Например, мотивируя его долей в этом проекте. А зачем все эти сложности, если нужный человек уже есть?

Во-вторых, это понимание может состоять в умении смотреть на проект с точки зрения бизнеса. В чем основная идея продукта? Каково позиционирование продукта - чем продукт отличается от предложений основных конкурентов? Какие свойства продукты приоритетны при его реализации и почему? Кто потребители продукта, сколько их, что их выделяет, сколько они готовы платить за использование продукта? Какие основные принципы распространения продукта, привлечения аудитории, способа продажи и монетизации? Какие основные риски - что может привести к неуспеху проекта?

Умение корректно отвечать на эти вопросы - редкое свойств. А задавать себе и отвечать на эти вопросы приходится постоянно: обсуждая свойства продукта, расставляя приоритеты их реализация, анализируя обратную связь от пользователей, меняя тактику развития в зависимости от изменившихся рыночных условий и так далее. Все эти ответы невозможно один раз изложить на паре листочков бумаги - вопросы, имеющие отношения к свойствам продукта, и к его бизнес-составляющей возникают постоянно. Эти вопросы - ключевые вопросы, влияющие на успех проекта. Красть первоначальную идею проекта, не предприняв попытку переманить к себе человека, от которого в результате будет зависеть успех проекта - по крайней мере недальновидно.

Таким образом, если автор идеи обладает ключевыми компетенциями, необходимыми для успеха проекта - с точки зрения технологий или бизнеса - то красть идею у него разработчикам смысла нет: гораздо проще и эффективнее заинтересовать его в партнерстве. Если же у автора нет технологической компетенции или умения отвечать на бизнес-вопросы, то это на самом деле значит, что и идеи то, по большому счету нет - и красть тут нечего.

3. Инвесторы не украдут идею, потому что она им не нужна
Инвестора в первую очередь интересует сроки и качество реализации проекта, основанного на идее. Чем раньше и качественнее проект будет реализован, тем выше шанс, что он вернет вложенные в этот проект деньги.

Ради пусть даже хорошей идеи инвестор не будет переквалифицироваться в руководителя одного-двух конкретных проектов: заниматься хантингом людей и руководить его операционной деятельностью. Задача инвестора - вкладывать деньги в команды с идеями и зарабатывать на результатах их труда. Идеи без команд инвестору не нужны.

Через любого инвестора проходит куча людей с идеями. На место одной хорошей идеи, выслушанной сегодня, придет другая идея, высказанная завтра - да пусть даже послезавтра. Причем не исключено, что завтра или послезавтра придет новый человек с похожей идеей, но с командой, которая способна ее реализовать.

Таким образом, для инвестора гораздо более эффективно дожидаться появления команды с нормальной идеей, чем красть первую встреченную хорошую идею и переквалифицироваться в управдомы, в смысле - руководителя одного проекта.

4. Самый эффективный способ защитить свою идею - это реализовать ее
Уникальных идей на свете не существует. Если идея пришла кому-то в голову, то, наверняка, есть еще десяток-другой человек, у которых в голове бродит та же самая идея. Причем все они находятся на разных этапах претворения ее в жизнь: кто-то ее еще обдумывает, кто-то боится ей с кем-то делиться, кто-то собрал команду и уже ее делает.

Это означает, что если в голове у кого-то появилась хорошая идея - ее надо быстрее реализовывать, иначе эту идею реализуют другие люди, к которым в голову пришла та же самая или очень похожая идея. Держа свою идею в себе или занимаясь ее потихонечку на кухне по вечерам, вы имеете огромный шанс попросту не успеть. И "вашу" идею сделает кто-то другой.

Для того чтобы быстро реализовать идею - нужна команда и деньги. Чтобы собрать команду и получить деньги - надо рассказывать о своей идее разработчикам и инвесторам, пытаясь как можно быстрее привлечь их в свой проект. Если у вас хорошая идея, если вы сами обладаете нужными качествами для ее реализации, то никто ее у вас не украдет. Ибо незачем.


Мнение редакции Roem.ru может не совпадать с мнением авторов.
Roem.ru старается предоставлять слово всем, кто может сказать что-то содержательное на тему российского интернет-бизнеса, обращайтесь по адресу sinodov@roem.ru


 Источник:Roem.ru

Похожие публикации

@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Архив публикаций