Доге Дурова
К уходу Дурова с поста гендира «ВКонтакте» всё шло настолько давно, что саму эту новость можно назвать совершенно незначительной. Очевидно, что она даже не означает конец истории: подозреваю, что обе расставшихся стороны в будущем еще смогут удивить. Но это — лучший момент для подведения итогов, так что гипотетическому «Коду Дурова 2» (и его еще более гипотетической экранизации) стоило бы закончиться на этом моменте. Насколько удачен такой финал? Я, как человек, несколько лет следивший за происходившим с близкого расстояния, изложу свою точку зрения, поделившись селфи ужасного качества из купола Дома Зингера и куда более интересной фотографией своей знакомой оттуда же.
Основная претензия, возникающая у зрителя в связи с этой историей — финал мог бы быть ярче и последовательнее. Дуров когда-то демонстративно показывал средний палец Mail.Ru Group и писал «мы скорее с песнями и прибаутками взорвем все наши сервера, чем сдадим компанию унылым биороботам» — а в итоге оказался по одну сторону баррикад с теми же MRG и заявил, что о нажатии на «красную кнопку» даже не задумывется. Более того, обошлось даже без демонстративного ухода всей команды, способного поставить существование соцсети под угрозу.
Разве так должна заканчиваться масштабная драма с главгероем голливудской внешности? Разве Нео мог в конце «Матрицы» уступить машинам и ретироваться? Разве Вождь не лишился своего статуса, пойдя на унылые компромиссы? По всем законам жанра после нарастания конфликта в кульминации герой должен поставить все на карту, сделать безрассудный шаг и всех победить — ну или хотя бы красиво погибнуть, как триста спартанцев.
Однако я считаю финал из жизни более удачным, чем «последняя битва». По-моему, Дуров не сдался и не растерял напор, а попросту повзрослел. Это не означает, что он больше не способен броситься на амбразуру. Это означает, что он понял: бросаться на нее стоит ради чего-то, а не просто когда она призывно троллит самим фактом своего существования. И уж тем более не стоит кидать на свою личную амбразуру сто миллионов ни в чем не виноватых пользователей. В первой «Матрице» мир представал очень простым: мы либо они, фронты поделены, вот чужие — вот свои. Но Дуров при своем внешнем сходстве с Киану Ривзом еще на старом форуме spbgu.ru называл себя The Architect — а одноименный персонаж из сиквела «Матрицы» объяснял Нео, что все не так просто и в каждой шкатулке есть двойное дно, а в трюмо — потайная дверца. Когда не замыкаешься в подростковом максимализме, а развиваешься — не это ли тот самый прогресс, во имя которого появляются стартапы, и не будет ли такая победа над собой куда большим хэппи-эндом, чем победа в столкновении с врагом?
Да, описываемое мной очень подходит под стандартные фразы про «революционеров, которые с возрастом становятся консерваторами», и людей, которые под видом взросления попросту скучнеют, теряют запал и становятся трусами. Ну, в таком случае можете считать меня таким же унылым старым конформистом. В мои 27 лет меня куда сильнее расстроило бы исчезновение по нажатию «красной кнопки» удобнейшего сайта (на который у меня завязана половина работы и личных связей), чем тот факт, что в будущем этот сайт смогут развивать другие люди (оговорюсь: я считаю, что эти люди не превратят его мгновенно в «Мой мир»).
Но есть и совсем другая сторона ситуации, показывающая, что верной может быть совершенно противоположная трактовка. Дуров сам преподносит свой уход как вызванный давлением со стороны совладельцев, однако мне кажется, что как минимум не меньшую роль сыграл другой фактор: ему попросту стало интереснее заниматься другими вещами. С «ВКонтакте» все стало слишком хорошо: разумеется, есть, куда стремиться, но это уже успешная компания, которая не развалится от порыва ветра и при всем стремлении держать штат маленьким ощутимо разрослась. В ней осталось больше стартаперского азарта, чем в большинстве проектов такого возраста и с такой популярностью, но он неизбежно уходит.
То ли дело — новый продукт, лучше отвечающий изменившемуся духу времени. Продукт, в случае с которым наработанная гигантская аудитория ничего не значит, и все приходится делать с нуля. Продукт, способный обернуться провалом и заставляющий преодолевать гигантское сопротивление. Продукт, способный своим успехом доказать, что и в прошлый раз дело было не в удачном стечении обстоятельств. И в случае с Telegram получается: это сервис, у которого уже есть 35-миллионная ежемесячная аудитория, но при этом все еще нет пресс-секретаря.
Бросить нажитое непосильным трудом и начать почти с нуля (но с финансами, позволяющими не зависеть от сторонних инвесторов и сосредоточиться на продукте) — это те самые молодой задор и готовность рисковать во имя чего-то, в отсутствии которых Дурова упрекают. Любимая многими фраза «Stay hungry, stay foolish» здесь находит почти идеальную иллюстрацию: если популяризовавший ее Джобс в компании NeXT вернулся к форме стартапа достаточно вынужденным образом, то у Дурова, вероятно, оставалась возможность сохранить теплое место, пойдя на некоторые компромиссы. И в таком случае его уход оказывается той самой бескомпромиссностью, в нехватке которой его упрекают.
И еще одна забавная, но в то же время показательная мелочь, демонстрирующая тот же самый несгибаемый подход. В день увольнения Дурова — когда, казалось бы, всем сотрудникам должно быть совсем невесело и не до каких-либо нововведений, особенно позитивных — вместо траурных рамок на сайте внезапно стала вылезать забавная собачка «Доге», говорящая «wow». Перекликаясь с «собакой Дурова», она задает совершенно определенный настрой, и в результате даже в комментариях к записи «Цукерберг позвонит» о произошедшем обсуждать вместо решения Дурова стали ее — а это физически невозможно обсуждать мрачным тоном. Все не может быть плохо, если с тобой доге. Моральная победа на стороне того, с кем доге. Вот как кончится мир: не взрыв, но доге.
Such like.
Источник: Цукерберг Позвонит