Бизнес в огне: Украинские предприниматели переживают революцию
Число сегодняшних жертв Майдана превысило 20 человек. Протестующие рассказывают о снайперах, засевших на крышах. Оппозиционеры заняли Октябрьский дворец, Европейскую площадь и улицу Грушевского.
Въезд автотранспорта в столицу со среды ограничен. Киевляне начали покидать центр города и правый берег Днепра. Метрополитен не работает, наземный транспорт ходит редко, движение на дорогах затруднено.
H&F поговорил с местными предпринимателями и узнал, что происходит с их бизнесом во время гражданской войны.
Бизнес ведём точно так же, как и все бизнесмены на Украине и в Киеве. Никак. Магазины закрыты. Говорить сейчас о бизнесе вообще странно.
В связи с накалённой обстановкой в городе встречи переносятся под предлогом «давайте пересидим день-два, а там посмотрим». У нас вводится чрезвычайное положение, уже много где паника, вроде война будет похлеще. Сейчас никто не дёргается, всех распустили по домам, мосты должны перекрыть, везде очереди.
На Майдане сейчас не радикалы, а совершенно разные настоящие люди. Радикальные меры принимаются, потому что майдан всё время хотят зачистить. Когда по людям едет БТР, через баррикаду включается инстинкт самосохранения, и люди отвечают огнём этому БТР. Общество пропитано настоящим огнём и объединено. Многие бизнесмены и предприниматели сейчас делегировали все свои обязанности или взяли отпуск, чтобы или поехать на Майдан, или защищать свой народ (районы, машины, дороги, безопасность). Люди всё бросили, чтобы заняться этими делами. Я вообще положительно отношусь к происходящим событиям, как и к любым изменениям. Мотив борьбы — не присоединение к Евросоюзу. Настоящий мотив — борьба с системой, борьба за наше настоящее будущее.
Дмитрий БОРИСОВ
Ресторатор
Бизнес — это люди. В военном положении, я считаю, нельзя рисковать здоровьем и жизнью сотрудников. Мы рекомендуем нашим сотрудникам не приходить в зону боевых действий, где находятся некоторые наши рестораны. Поддерживать на плаву бизнес в то время, когда стреляют, тяжело. На Майдане наш чураско-бар PIVBAR Beer&Beef закрыл арендодатель, так как торговый центр «Глобус» находится в эпицентре событий и военных действий. Потери тяжело посчитать — посещаемость ресторанов упала минимум на 50%.
Как бы мне ни хотелось поддерживать людей, кормить и поить их бесплатно — сейчас делать так, как мы это делали последние три месяца, невозможно. Наши рестораны в центре закрыты. Тем не менее мы готовим, как и раньше, еду в наших ресторанах и привозим на Майдан людям.
Мы продаём снаряжение для отдыха в интернет-магазине. Людям сейчас не до отдыха, естественно (разговор все время прерывается из-за шума Майдана. – Прим. H&F). Многим было необходимо снаряжение для Майдана, например спальные мешки, но мы предоставляли такое снаряжение бесплатно и никакой выгоды не получили. Социально ориентированный бизнес, в том числе и мы,
поддерживает
протестующих — у нас есть скидки для тех, кто идёт на Майдан и будет там использовать снаряжение.
Продажи за последние месяцы уменьшились на 30–40%. В последние дни наши поставщики не работают, и мы работаем не всегда. Я не знаю, как долго это продлится. Мы держим руку на пульсе — как только становится немного спокойнее, люди начинают что-то покупать, и мы начинаем активно работать. Когда всё успокоится, работать будем так же, как и раньше, может, немного усерднее. Как вернуть потери, мы пока не думали, да и не знаем, что тут можно сделать. Во время кризиса, что бы мы ни делали, продажи не увеличатся.
Григорий МАЛЕНКО
Основатель агентства комплексного управления онлайн-репутацией
SERM
, сети быстрого питания
BurgerBoom
и сети продажи замороженных йогуртов
Yogurtella
Все сферы бизнеса в замороженном состоянии. У меня есть как онлайн-бизнес, так и офлайн и могу сказать, что онлайн терпит не меньше. Точно уйдём в минус, точно в большой. Хорошо, что хоть наши сотрудники всё понимают.
Один из моих бизнесов — агентство по управлению онлайн-репутацией. Естественно, сейчас никому нет дела до репутации — даже большим коммерческим клиентам, например страховым операторам и банкам, совершенно не до этого.
Я также развиваю сеть быстрого питания в регионах. Уже открыл первый ресторан в городе Белая Церковь в Киевской области. Прошло полгода после его открытия — оказалось, что бизнес-модель рабочая, и я собирался открывать ещё два ресторана в Белой Церкви, а дальше и по всей Украине. Теперь это неактуально — все планы заморожены. В Белой Церкви в мой ресторан тоже никто больше не ходит — люди экономят деньги, так как не знают, что будет дальше. Кроме того, из-за обвала курса люди, получавшие зарплату в гривнах, потеряли столько денег, что им теперь не до фастфудов. Риск дефолта на Украине превысил 60%. Многие уехали из города на Майдан.
В Киеве я открываю сеть итальянских замороженных йогуртов. Мы уже открылись в ТЦ «Олимпийский», но позавчера ТЦ был закрыт, потом закрыт частично, да и в него просто никто не ходит: люди боятся идти в ТЦ, расположенный в нескольких сотнях метров от Майдана. Открытие точки продажи йогурта стоит минимум $40 000. Наша открылась две недели назад. Что делать сейчас, непонятно: людей нет — прибыли ноль. ТЦ не предложил нам арендные каникулы. Если арендодатели не пойдут навстречу, мы просто будем закрываться и забирать оборудование.
Разговоры с другими торговыми центрами об открытии точек пришлось отложить — о чём разговаривать, если никто даже представить не может, какая будет проходимость?
Вчера я поехал покупать продукты на неделю вперёд, и мясник в супермаркете «Novus» рассказал мне, что они к часу дня сделали уже трёхдневный оборот. Люди массово скупают продукты. Все понимают, что если закрывается въезд в город, не пускаются бензовозы, машины с продуктами, то всё скоро закончится.
Стреляют три дня — бизнес ещё не адаптировался, ещё ничего не придумал. Противостояние шло два месяца, но не было таким радикальным. Многие компании кормят людей, терпят убытки, но что делать — все всё понимают.
Фотография на обложке:
ТАСС
Читать на эту тему:
![]() |
|
![]() |
|
![]() | ![]() | ![]() |
]]>
Источник:HOPES AND FEAR