Обзор шлема виртуальной реальности Oculus Rift

Все блоги / Про интернет 11 февраля 2014 442   

Ко мне в руки попал шлем виртуальной реальности
Oculus Rift
, активно сейчас обсуждаемый – мы писали про него
неоднократно
, а на выставке CES 2014 он произвёл
настоящий фурор
. И теперь у нас есть возможность поведать о собственных впечатлениях.


Рассказывать об опыте использования Oculus Rift – всё равно что пытаться передать ощущения от поездки на американских горках. Чтобы понять это, нужно испытать самому — хотя здесь переживания очень близки именно к тем, которые получаешь на аттракционе.



Для начала о том, что это и зачем. Это — инновационный шлем виртуальной реальности, призванный окунуть вас с головой в мир видеоигр и прочих компьютерных развлечений. В текущей итерации Oculus Rift напоминает скорее очки или маску, чем шлем — устройство закрывает лишь глаза. Наушники пока что нужно использовать какие-нибудь другие, внешние. Так что сейчас человек, использующий версию для разработчиков, неизбежно напоминает стороннему наблюдателю простого сварщика.


Oculus Rift с полок магазинов будет выглядеть как-то так:



Но пока что он всего лишь такой:



А с января ещё и такой (об этом немного расскажу дальше):



Вообще, эта модель всем видом говорит, что она — чисто технологический прототип, пускай даже и работающий в полную силу. Испытатель оказывается опутанным большим количеством проводов (финальная версия должна быть беспроводной, конечно) — к компьютеру Oculus Rift подключается одновременно через порты DVI/HDMI и USB: один из них передаёт видеосигнал, другой — данные о повороте головы и прочую служебную информацию. Управление питанием, яркостью и контрастностью осуществляется через специальную коробочку, которая тоже путается под ногами.


Управление питанием, яркостью, контрастностью, подключение устройства


Почему вообще Oculus Rift так много обсуждают? Ответов несколько — Кармак, краудфандинг, айфон.


Во-первых, Джон Кармак, известный вам в качестве отца Doom, Quake и ряда других судьбоносных игр, принимает участие в этом проекте — здесь он сооснователь и технический директор. Именно он представил прототип шлема на выставке E3 2012 года, там же была продемонстрирована специальная версия Doom 3 (я и так-то боюсь в неё играть, интересно, каково там в шлеме). Кармак — имя более чем заметное в игровой индустрии, поэтому все разработки, связанные с ним, автоматически получают сотню баллов у прессы и пользователей.


Кармак подтянул своих друзей — в
судьбоносном ролике с Kickstarter
  выступили Клифф Блезински (Epic), Майкл Абраш и Гейб Ньюэлл (Valve), Дэвид Хельгасон (Unity); многие другие заметные в индустрии люди выразили свой интерес — под Oculus Rift сейчас оптимизируются почти все популярные движки и плафтормы.


Да, в этом пункте стоит, безусловно, упомянуть Палмера Лаки — автора идеи и создателя проекта. Именно ему во время своих геймерских утех не хватило стандартных для современных шлемов 40 градусов обзора, и он решил пойти дальше.



Во-вторых, первые крупные инвестиции были собраны на Kickstarter — требуемая сумма в четверть миллиона появилась всего за четыре часа, а в итоге разработчикам натекло более двух миллионов долларов. Это, конечно, несопоставимо с умопомрачительным успехом Pebble, но разрыв «ожидания-реальность» здесь феерический. Это лишний раз доказывает то, насколько геймеры верят в Oculus Rift и ждут его выхода в свет.


В-третьих, при чём тут айфон? Очень просто — благодаря своей простоте, мощности, доступности и качеству, Oculus Rift должен изменить мир точно так же, как это в своё время сделал айфон. Неизвестно, насколько это будет так, но мы верим, и люди верят. Точно так же складывается общественное мнение, например, об
автомобилях Tesla
. Или
термостатах Nest
. Или тех же
Pebble
. Это — революция, это те живые и настоящие вещи, которые у нас на глазах вносят в повседневную жизнь какие-то фантастические сферы деятельности, на которые мы раньше могли лишь глядеть в фильмах.




Конструкция
у Oculus Rift очень простая — я не могу разобрать их и показать вам воочию, потому что это чужая вещь, но могу утверждать, что тут всё крайне ремонтопригодно — будто бы у вас Lego в руках. Если прямо уж очень интересно, то
вот здесь
коллеги из iFixit разобрали гаджет до винтика.


Снаружи мы видим сам экран, две линзы, ремешки, чтобы надевать шлем на голову, провода и два вращающихся регулятора, с помощью которых можно менять фокусное расстояние. Стереоэффект достигается именно за счёт линз и софта, а не какой-нибудь там поляризации (в комплекте есть линзы с диоптриями — для людей с плохим зрением). Экран здесь, кстати, семидюймовый (1280×800), а итоговое поле зрения — 90 градусов по горизонтали и 110 по диагонали (это достаточно много, чтобы не видеть ничего, кроме виртуального мира, то есть рамки вовсе незаметны при правильной настройке). Внутри есть гироскоп, акселерометр и магнитометр, которые помогают улавливать все движения головы. Разработчики гордятся тем, что здесь задержки почти не чувствуются — это правда так при хорошей погоде.


Для наглядности — выводится именно такая картинка; благодаря линзам из неё формируется объём.



Эта версия для разработчиков стоит 300 долларов. Массовую модель выпустят уже в конце 2014 года (
а то и летом
), она будет стоить дешевле 500 долларов, получит более серьёзное разрешение экрана (1920×1080), не будет смущать проводами и (быть может) отсутствием звука. И выглядеть будет знатно!


Сейчас, конечно, тяжко всё — нужно повозиться, чтобы настроить шлем и найти подходящие игры. К тому же, провода сковывают движения, и, самое главное, — во время игры вы не видите клавиатуру, так что лучше пользоваться геймпадом или заранее запоминать расположение клавиш. Ну и сидя на стуле тоже не особо развернёшься — сложно изображать перемещения в пространстве, оставаясь на одном месте.


Oculus Rift можно подключать к PC или Mac. С Parallels очень сложный разговор: видимо, в длинной цепочке драйверов кто-то не в курсе про виртуальную реальность, поэтому в Mirrors Edge мне поиграть с шлемом не довелось. А жаль — по отзывам, это самая реалистичная в этом смысле игра, потому что улавливает все движения головы, а не только в одной плоскости. Можете посмотреть чужое видео и убедиться в жизненности (экспрессивность автора лишний раз доказывает реальность получаемых ощущений).


К огромному разочарованию, консоли про Oculus Rift тоже не знают — а я бы с удовольствием, конечно, окунулся в приставочный мир с головой. Безусловно, можно использовать компьютер в качестве контроллера, который будет обрабатывать видеосигнал и делать его стереоскопическим, но это не журналистских рук дело. Пока что шлем можно приспособить в качестве обычного дисплея, что не так круто.


Я пока просто скачал несколько десятков демок и игр, совместимых с Oculus Rift или написанных специально для него (полный список приведён, например,
здесь
,
здесь

здесь
 или
здесь
). Очень впечатляют мощные бенчмарки, где можно бродить, озираясь, по лесу; также всем новичкам стоит показывать американские горки, с упоминания которых я начал этот текст: ощущения очень клёвые, в первый раз меня даже укачало. Вообще удивительно, как виртуальность может быть настолько реальной — если включить долю фантазии, забываешь про ущербность экрана, тяжесть на голове, стул под собой и иногда выскакивающие кромки.


Как вы уже знаете, эффект присутствия вырабатывается линзами и программным обеспечением — софт разделяет картинку на две части и искажает их немного, а линзы собирают воедино и услужливо направляют вам в мозг через глаза. Впечатления немного портятся плохим дисплеем — всё же разрешение здесь слишком низкое, видны «зёрна». Но мы знаем, что это будет исправлено, так что вопрос снят.


Удовольствие смазывает и вес — 300 граммов всё же достаточно внушительный аргумент для того, чтобы не носить это чудо на себе дольше 20 минут. Зато можно удобно настраивать «посадку» благодаря эластичным ремешкам и регулировке фокусного расстояния (проще говоря — удалённости экрана от линз).


Выше была фотография Oculus Rift Crystal Cove — это новая версия шлема, представленная на последней выставке CES. Её отличие состоит в том, что в комплекте дают камеру, которая дополнительно улавливает движения головы (почти как Kinect). Это, конечно, сильнее вовлекает пользователя в игру. Ну и в новой модели немного поработали над изображением — теперь картинка обрабатывается чуть по-другому, а LED-дисплей заменён на OLED.


Даже с учётом текущих косяков — зернистости, разрешения, угла обзора, проводов, звука, веса — можно понять, что это очень достойный гаджет. Я бы с удовольствием приобрёл пользовательскую версию — пощупав прототип, начинаешь верить в Кармака, Лаки и их команду. Если обладать здоровой долей воображения и убить в себе на минуту скептика, можно уже сейчас вживаться в роль и получать ни с чем не сравнимый драйв.


P. S. Ну вы только посмотрите, даже
90-летняя бабушка наслаждается
.


P. P. S. Только после того, как я вернул устройство владельцу, меня посетила мысль о том, что неплохо было бы попробовать подключить одновременно Oculus Rift и
Leap Motion
. Это был бы номер!..




 Источник:Цукерберг Позвонит
  • Оцените публикацию
  • 0

Похожие публикации

@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Архив публикаций