На что стартапы тратят венчурные деньги
И снова Квора. Интереснейший вопрос «
Куда компании типа Yammer тратят $140 млн инвестиций?
» подарил нам занимательную дискуссию с живыми примерами того, на что действительно стартаперы спускают деньги инвесторов.
***
Насчет самого Yammer в треде выступил
бывший
CPO компании Джим Паттерсон.
Он рассказал, что к моменту, когда стартап был куплен Microsoft, там работали около 450 сотрудников, 400 из которых находились в Сан-Франциско, остальные в Лондоне, Сиднее, Нью-Йорке и других городах. При этом, каждый сотрудник со всеми своими зарплатами, страховками и прочими плюшками обходился компании в районе $10,000 в месяц, то есть Yammer тратил на своих работников $4.5 млн ежемесячно.
Кроме того, у компании есть отличный офис площадью под 3000 кв. м в районе Южного Рынка (SoMa) в Сан-Франциско, офис поддержки в Financial District, а также более скромные (но не такие уж и маленькие, на самом деле) представительства в Нью-Йорке и Лондоне. Но это еще не все — сейчас Yammer планирует
переезд в то же здание
, где уже расположился Twitter. Офис на третьем этаже будет иметь площадь почти 7.5 тысяч квадратных метров. Все эти затраты на недвижимость влегкую добавляют к burn rate компании еще $500к в месяц.
В список обязательных трат Yammer входят также IT-издержки: макбук каждому сотруднику, мощные серверы и каналы доступа, обслуживающие 5 млн пользователей, и маркетинговый бюджет. Все это выливается еще в миллион «сгоревших» баксов в месяц.
Ко всему этому навешивается еще куча более мелких пунктов затрат, но только вышеперечисленное тянет на $6 млн в месяц или $72 млн в год.
***
Казалось бы, тема спускания инвесторских денег раскрыта, но нет. В тред подтянулся некий дизайнер Бенни Шмидт, ранее трудившийся в VoIP-стартапе Tango, который выдал все слабые места финансового менеджмента своей бывшей компании по полной программе.
Итак, вот какие интересные факты о расположенном в Пало-Альто и поднявшем $87 млн венчурных инвестиций Tango припомнил Бенни.
Более сотни сотрудников (+команда в Пекине, размеров которой Бенни не знал). При приеме на работу дизайнер был немало удивлен тем фактом, что в компании, о которой он толком и не слышал, работает такая куча людей, а размеры ее офиса отнюдь не стартаперские. Уже потом он почитал статьи о Tango в прессе, и везде стартап представал в образе компании, следующей лучшим практикам lean и agile. На практике же ее можно было назвать полной противоположностью всему, что связано с этими понятиями. Взять хотя бы тот факт, что многие сотрудники Tango были так называемыми «ветеранами доткомов», то есть им было за тридцать, а такие специалисты стоят недешево.
Tango не зарабатывает. Казалось бы, с 60 млн пользователей сотнями тысяч регистраций в день, компания уж наверное знает, как заработать. Но нет. В Tango куча людей занималась непонятно чем, хотя стартапу, который пока не приносит дохода, было бы неплохо экономить каждый доллар.
Продукт не развивался. Вместо того, чтобы работать над улучшением приложения, сотрудники Tango тратили кучу времени на бесполезные встречи, игру в пинг-понг, походы в столовую, или рубилово в баскетбол. При этом, главными лентяями были менеджеры (частенько — ветераны индустрии, пришедшие из компаний вроде Ask.com). Естественно, в таких условиях говорить о прибыльности также не приходится.
Tango кормит сотрудников 3 раза в день. Помимо трех холодильников, забитых снэками, газировкой, соками и прочими вкусностями, а также аппаратов с шоколадками, сладостями и чипсами, компания также ежедневно организует для работников завтрак в 9 утра, ланч в 12 дня, и ужин в 6 часов вечера. Нетрудно догадаться, что сотрудники такого стартапа довольны, как слоны, но вряд ли постоянные перерывы на набивание живота способствуют продуктивности. Оказывается, в Tango в обиход давно вошел термин «двадцаточка Tango» — шутка по поводу того, что новые сотрудники быстро набирают 20 фунтов веса (около 9 кг) в первые месяцы после прихода в компанию.
Очевидно, в вопросах создания райских питательных условий для работников руководство Tango ориентировалось на компании вроде Google, где тоже дефицита в бесплатной еде нет, но поисковый гигант зарабатывает чертовски много денег, чего нельзя сказать о Tango. Бенни прикинул, что если Google тратит на кормежку 8,000 своих сотрудников $74 млн в год, то Tango должен выкидывать на это не менее миллиона: доставка еды обеим компаниям должна стоить примерно одинаково, ведь их офисы расположены неподалеку. По различным оценкам, $1 млн — это годовая выручка стартапа, так что урезание бюджета на еду могло бы чуть ли не вдвое увеличить эту цифру без особых усилий.
Зарплаты и плюшки. Несмотря на то, что Бенни бы радоваться, он недоумевает по тому поводу, что компания оплачивала 100% его медицинской страховки (и 75% на каждого члена семьи), платила за тренажерный зал, предоставила неограниченное количество оплачиваемых отгулов (да, все вы правильно прочитали). Кроме того, никогда переговоры о размере зарплаты, по словам Бенни, не проходили так легко. Ранее он трудился дизайнером в нескольких стартапах на ранней стадии и стадии А, и выбивать себе компенсацию было особенно сложно в компаниях, которые пока не зарабатывают. Но парни из Tango вели себя так, как будто в их распоряжении все деньги мира.
Вдобавок, сразу после найма, новый дизайнер получил в пользование новенький 15 дюймовый MacBook Pro, и это при том, что у него уже был свой такой же, новый планшет Wacom Intuos5 (хотя у него уже был Wacom Bamboo), оплаченную подписку на Adobe Creative Cloud и 27 дюймовый монитор Mac Thunderbolt (хотя он в первый же день приглядел себе бесхозный 25 дюймовый монитор от Dell).
Все это изобилие, помимо ощущения, что ты умер и попал в рай, создавало кучу неразрешимых проблем. Как вам хотя бы такая: Бенни не знал, какой лэптоп использовать — они же оба такие классные, в результате ему пришлось обратиться к облачным решениям для хранения своей работы (компания, само собой, это все оплатила). Масса сложностей, короче.
Большой офис и грядущий переезд в еще более огромный. Еще один сюрприз работы в Tango — куча свободного никак не используемого места в офисе. Из двух имеющихся игровых комнат постоянно используется только одна (вторая — от случая к случаю), еще есть вечно полупустая комната для хранения планшетов, лишних игровых консолей и т.п.

Не верящий своему счастью сотрудник Tango
Также в наличии отдельный вход для посетителей, 4-6 «приватных офисов» (что бы это ни значило — прим. ред), которые редко кто использовал, и «основная зона» размером со здание какой-нибудь школы. Огромная кухня, на которой все едят, но никто толком не готовит, потому что всю еду привозят на заказ. Есть еще один здоровый «главный зал», где почти никогда никого нет (хотя он, может быть, является общим для всех арендаторов, но сути это не меняет). При этом, когда Бенни еще работал в Tango, уже вовсю циркулировали слухи о том, что компания планирует увеличить число сотрудников и переехать в более просторный офис где-нибудь в Маунтин-Вью.
Сколько же все это стоит?
Согласно рассуждениям знаменитого венчурного капиталиста Фреда Уилсона, для подсчета ежемесячного burn rate стартап должен умножить число своих сотрудников на $10,000.
Это не те деньги, что вы платите работнику. Это «полный пакет» затрат на конкретного человека, включая аренду его офисного места и других подобных вещей.
Есть у него и еще одна хорошая фраза:
Бывают ситуации, которые могут оправдать большой burn rate. Но здесь мы все очень часто делаем ошибку, наивно полагая, что именно наша компания как раз-таки представляет собой яркий пример того, когда надо тратить больше. На самом же деле есть очень мало компаний, в случае которых затраты в $1 млн или выше в месяц оправданы. Зато множество тех, кто мнил себя стартапом такого типа, просто исчезли.
В случае Tango, если взять публичные данные по затратам и среднюю годовую зарплату инженера в Сан-Франциско равную $125к (хотя для Tango это скорее нижняя граница), Бенни делает вывод, что burn rate компании составлял около $1.5 млн в месяц (зарплата + плюшки + еда + аренда + затраты на оборудование и т.п.) А это значит, что в месяц компания тратит больше, чем зарабатывает за год.
Ну и на сладкое, сравнение размаха трат в Yammer и Tango:
- Yammer: 400 сотрудников; в Tango работает около 100 человек.
- Yammer поднял $147 млн; Tango получил $87 млн.
- Обе компании на момент времени, когда в них работало ~100 сотрудников, генерировали ревенью в $1 млн.
- Обе компании подняли крупные раунды финансирования в 2012 году от
DFJ
(VC). - Обе компании не зарабатывают.
Источник:Цукерберг Позвонит