Экстремальный бутстреппинг: 10 идей экономии для стартапа
Стартапу (если только у вас нет богатых родственников или кофаундера, готового продать свою квартиру с видом на Крещатик или Кремль) нужны деньги. Зачастую до встречи с инвестором (который
вручит вам 1 млн долларов за зацикленные 15-тисекундные ролики
) деньги эти могут быть только вашими. Можно, конечно, использовать знаменитые “три F” (friends, fools, family); но если “денежных мешков” в вашем окружении и семейном древе не наблюдается, прийдется выкручиваться самостоятельно.
Для тех, у кого денег немного есть, но на всё не хватает, и был придуман бутстреппинг. Говоря человеческим языком: это когда вы вместо завтрака, обеда и ужина в самых модных локациях города завтракаете и ужинаете дома, остальное время работаете в спальне, глушите самый дешевый кофе, а деньги, полученные с первых продаж, вкладываете обратно в разработку новой функциональности для проекта. Короче, жмете каждую копейку и экономите на всём, на чем сможете.
Прежде, чем вам удастся привлечь серьезные деньги у не менее серьезных людей, Джерри Джао, со-основатель стартапа в Лос-Анджелесе, сумевший не так давно привлечь $1.3 млн венчурных средств, готов поделиться своими 10 правилами экстремального бутстреппинга без необходимости голодать и продать всю мебель и картины из квартиры вашей бабушки.
1. Скидка на услуги юристов
Переговорите со знакомыми юристами и договоритесь об отсрочке оплаты их услуг до тех пор, пока не закроете раунд финансирования (или хотя бы пока не получите первый транш). Скидка на обслуживание и отсрочка платежа помогут сэкономить на этапе регистрации компании и первых сделок немало денег, которые можно пустить на развитие продукта или технологии, которые лежат в основе вашего стартапа.
2. Упростите ведение бухгалтерии и финучета
Как правило, даже после первых продаж у стартапа еще нет необходимости в сложном финансовом учете. Ведите простейший подсчет расходов и доходов в течение месяца. Записывайте всё в блокнот или в онлайн-сервис домашней бухгалтерии – как вам будет удобно. Нанимать бухгалтера или менеджера по финансовому планированию в первые годы работы вашего проекта – только выбрасывать деньги на ветер.
3. Найдите поставщика хостинг-услуг, который сделает вам скидку
С этим будет непросто в Рунете, но всегда можно обратить внимание на западных вендоров вроде Microsoft, SoftLayer, Rackspace и Amazon Web Services, у которых есть специальные ценовые предложения для стартапов. Кроме того, у многих хостинг-продуктов есть периоды условно-бесплатного обслуживания.
4. Поищите по знакомым все полезные связи и «выходы» для получения скидок на технологические, правовые и маркетинговые услуги
Если знаете кого-то, кто работает в Apple или Google, можно использовать корпоративные скидки сотрудников на покупку ноутбуков, планшетов или сетевого оборудования. Еще вариант: подобрать и купить б/у оборудование, которое распродают небольшие компании при обновлении парка серверов и рабочих лэптопов. Аналогичным образом стоит “охотиться” на на скидки для приобретения услуг (хостинг, “облачные” хранилища, маркетинговое продвижение, поисковая оптимизация). Загляните в свою адресную книгу: 80% нужных вам людей уже давно вам знакомы, просто вы об этом раньше не задумывались.
5. Работайте в коворкинге или наймите офис вскладчину
Дома работать вроде бы дешево и удобно, но рано или поздно заточение в 4 стенах с нечастыми вылазками за кофе и сигаретами (благо службы доставки еды уже стали явлением повсеместным даже в самой глухой провинции) приведет к тому, что фигура следователя-преподавателя из сериала “Ганнибал” начнет казаться вам симпатичной и даже родственной. Пока вы не начали видеть оленьи рога повсюду и еще различаете, который сейчас час, советуем вам поискать поблизости коворкинг или офисный центр, где можно снять помещение для работы. Всё, что вам нужно для начала – это пару столов, кресел-стульев, кулер для воды, кондиционер, розетки и вайфай. Разделив расходы на аренду офиса с еще одной небольшой командой вы сможете сэкономить. Кроме того, в такое место уже не стыдно позвать местных заказчиков и первых клиентов (да и конференс-коллы с инвесторами и партнерами проводить удобнее, чем в квартире, где за стенкой у соседей третий раз в году стартовал “медовый месяц”, а в соседней с вами комнате бабушка слишком громко смотрит шоу Елены Малышевой).
6. Экономьте на перелетах при помощи авто и поездов
Этот совет вообще-то хорошо ложится “в картинку” американской реальности, где неплохие дороги сочетаются с наличием автомобиля у каждого мало-мальски вменяемого старшеклассника или первокурсника. Нам такое пока что не грозит; но если по делам рабочим часто ездите в Европу, присмотритесь к ценам на лоу-косты, пользуйтесь автобусными турами или поездами: всяко дешевле, чем бизнес-класс в самолете авиа-компаний из ТОП-3 перевозчиков (вы же пока не Шон Паркер, сами понимаете).
7. Пользуйтесь бесплатными мероприятиями и посещайте конференции, которые предлагают скидки для стартапов
Таких мероприятий уже и в России, и в странах ближнего зарубежья, и даже в восточной части Евросоюза проводится достаточно много. Нет смысла выкладывать тысячу баксов за билеты на конференцию Apple, если ваш целевой рынок – это пользователи Центральной и Восточной Европы. Лучше на эти деньги съездить на различные технокемпы, баркемпы и TEDx в какие-нибудь Австрию, Германию, Польшу, Чехию: туда тоже съезжается много толковых разработчиков, маркетологов, журналистов и даже (прости господи) блогеров – одним словом, тех людей, которые могут вам быть очень и очень полезны в запуске, раскрутке и улучшении вашего стартапа.
8. Не пользуйтесь услугами пиарщиков и рекламных агентств
Нанять крутого маркетолога или специалиста по работе со СМИ вы всегда успеете, когда у вас будет пару миллионов инвесторских денег. До той поры от вас не отвалится, если будете использовать Mailchimp, Facebook, LinkedIn, GMail и здравый смысл. Раскручивать и продвигать проект в СМИ, общаться с блогами, отвечать на вопросы и претензии пользователей – первые год-полтора (а то и все два) вам придется вручную, и ничего зазорного в этом нет: сэкономите немало денег и научитесь новому.
9. В качестве первого движка для своего сайта используйте WordPress
Знаем, что у этого движка есть свои противники и вообще что кастомные DIY-движки рулят, и что на Кикстартере вообще народ деньги на альтернативные CMS собирает – знаем, слышали. А теперь отложите весь marketing bullshit в сторону и займитесь делом. Ваш первый сайт вполне будет хорошо смотреться и работать на WordPress. К тому же, для него есть куча бесплатных плагинов, тем и виджетов, за которые не придется платить.
10. Забудьте о рекрутерах и сайтах объявлений, если набираете команду
Не стоит с первого дня корчить из себя этакий гибрид Facebook, Instagram и Yelp в одном лице. Лучше расклейте объявления о наборе стажеров и сотрудников у входа в близлежащие технические вузы и даже физико-математические школы: там порой водятся вполне вменяемые и ценные кадры, из которых можно воспитать достойного участника своей команды.
От редакции: еще неплохо бы повысить свою финансовую и управленческую грамотность, благо для этого
есть бесплатные онлайн-курсы
(в т.ч. – и по финансовому менеджменту).
Источник:inc.com
Источник:Цукерберг Позвонит
Похожие новости
- Крауд, социальные и сабмиты: сколько Web 2.0 ссылок нужно для продвижения сайта в топ выдачи и где их взять
- Работа с блогерами 2025: что ждет рынок после ввода новых ограничений
- Используем RFM-анализ для повышения конверсии: пошаговое руководство
- DOT на лидирующих позициях в Рейтинге Рунета 2025
- Как найти клиентов и генерить лиды. Инструкция для агентств, продакшенов и фрилансеров
- [Перевод] Как я убедил виртуальную машину, что у неё есть кулер
- Студия Лаба: Секунда в секунду: наладили мгновенный обмен данными между 1С, Битрикс24 и базой клиентов в 70 магазинах по всей России
- HackTheBox Labs (Starting Point) — Dancing
- Комплексная защита веб-приложений: обзор взаимодействия разных типов ИБ-решений
- Что делать с раскрытыми паролями