Горячее лето 2013: тренды стартаперской моды
Стартаперы и венчурные капиталисты часто рассуждают о тенденциях, о том, какая сфера является наиболее «горячей», некоторые предприниматели сходят с ума, выясняя, в какой области лучше делать стартап, — однако, мнения относительно трендов часто сильно расходятся.
Побывав недавно на конференции SVOD (Silicon Valley Open Doors) Summer’13 в самом сердце Кремниевой Долины, мы сделали серию видеоинтервью с известными инвесторами, предпринимателями и журналистами, чтобы дать читателям ЦП возможность самими увидеть и услышать информацию «из первых рук».
*Для справки,
SVOD
- это конференция, проводимая 2 раза в год (в июне и декабре) при поддержке
AmBAR
(американской бизнес-ассоциации русскоговорящих профессионалов в области высоких технологий), традиционно объединяет видных предпринимателей и инвесторов из России и США. Благодаря SVOD, например,
Evernote
(оценка 2 млрд. долл.) смогли получить первые крупные инвестиции (от Troika Dialog, которые позже продали свою долю в компании).
Анна Дворникова (президент AmBAR, один из организаторов SVOD, управляющий партнер TEC Ventures) отметила, что в тренде сейчас мобайл, образование, а также стартапы в области медицины. Об этих трендах они говорили на сцене SVOD с Линой Рао, главным редактором TechCrunch. eCommerce — это, по словам Анны, уже несколько несерьёзно, а новые социальные сети должны иметь нестандартный ракурс.
Руслан Фазлыев, CEO и основатель Ecwid (популярной в мире платформы интернет-магазинов для мобильных устройств и Facebook, #1 приложение на Facebook в своей категории) считает дурновкусием называть мобайл трендом, — но в то же время подчёркивает, что мобайл в полной мере ещё даже не начинался.
Что касается образования, то Елена Масолова, сооснователь Groupon Russia и CEO Pixonic, на SVOD представила свой новый стартап Eduson.tv, заточенный именно под эту область (с презентацией можно ознакомиться
тут
). Елена прогнозирует, что через 3 года образование полностью изменится — большая часть студентов будет обучаться онлайн из дома, причём программы будут складываться из курсов различных учебных заведений.
Елена также отметила тренд на мобайл, но больше как канал донесения информации, а также виртуальный контент (купоны, онлайн-курсы, виртуальные товары, игры и т.п.).
Американские инвесторы, как например, Брайан Джейкобс (известный инвестор таких компаний, как Salesforce.com, SuccessFactors, Lithium, Yammer, Veeva, SupportSpace, Echosign, Box) считают очень «горячей» сферой enterprise, ввиду возросшего спроса в B2B секторе. Брайан также отметил мобайл, cloud, снижение популярности B2C и CleanTech, — а ещё посоветовал не слишком следовать трендам, ведь если у вас хорошее приложение для пользователей (B2C), в которое вы верите, то очень вероятно, что к моменту, когда вы его запустите, B2C снова будет на коне.
Кстати, в недавнем интервью один из членов СовДир AmBAR Сергей Бурков (ментор 500 Startups, первый руководитель центра разработки Google в России), который тоже был на SVOD и очень активно общался со стартаперами, также подтвердил появление перекоса в сторону B2B c B2C. Также Сергей отметил мобайл, мобильную рекламу, вообще любые новые способы рекламы и географические сервисы.
Например, интересный B2B-cтартап BuildersCloud, облачный сервис для крупных строительных компаний (для чертежей, например), презентовал Андрей Нохрин, бывший менеджер строительной компании, ныне резидент инкубатора TechStars. BuildersCloud получили предложение также от 500 Startups, но выбрали TechStars, — который, по словам Андрея, лучше. Одним из адвайзеров Андрея является Сергей Бурков.
Дмитрий Чихачёв, управляющий партнёр Runa Capital, отметил, что многие стартапы пытаются создавать продукты для крупных корпораций, чего, по его мнению делать не стоит, потому что это требует огромных финансовых затрат и длинных циклов продаж. Для крупных корпораций главное не то, насколько продукт инновационный, а насколько он надёжный и проверенный временем. Хотя и в этой области многие стартапы умудряются преуспеть. Дмитрий отметил как «мегатренды» мобайл, peer-to-peer коммуникации, cloud computing. Большие изменения грядут в области образования, финансов, здравоохранения, public services.
Однако, пожалуй, не стоит бросать всё и пытаться делать трендовый стартап. Можно прислушаться к совету Фила Либина, CEO Evernote (оценка 2 млрд. долл.) — не стоит гнаться за текущими трендами, уже слишком поздно, если есть тренд на что-то, то это будете вы и ещё 10000 других людей. По словам Фила Либина, лучшую идею для стартапа, особенно если мало опыта, можно получить просто понаблюдав за собой и за окружающими людьми. Нужно обнаружить то, что вы делаете постоянно, то, что вам не нравится, и попытаться придумать лучшее решение этой проблемы.
Данную точку зрения разделяют многие другие, например, Кристин Цай, партнёр инкубатора
500 Startups
. По её словам, тренды не длятся достаточно долго, нужно просто найти острую проблему, которую хотелось бы решить, — правда, с поправкой на оценку величины рынка.
От редакции: автор материала -
Иван Цыбаев
, журналист и предприниматель (
YoNeibs.com
,
StarAutos.ru
).
Источник:Цукерберг Позвонит
Похожие новости
- [Перевод] Обход двухфакторной аутентификации в публичной баг-баунти программе: путь к $6000
- Кратко про XHTTP для VLESS: что, зачем и как
- [Перевод] Как я нашёл уязвимость в ядре Linux при помощи модели o3
- SelfCoerce для локального повышения привилегий на Windows 10
- Теория мертвого 2GIS
- Постквантовые криптостандарты США на алгоритмы электронной подписи на основе хеш-функций с сохранением состояния
- Новые возможности менеджера секретов Deckhouse Stronghold: пространства имён, резервные копии и репликация данных
- [Перевод] Single Sign-On c OpenAM и OpenIG: практические примеры реализации
- Безопасность по ГОСТу: процесс интеграции HSM отечественного производства
- Каких коммуникаторов не хватает PR-индустрии?