Эксклюзив: Илья Салтанов, ex-CTO Викимарта вернулся в команду Sports.ru и рассказал нам про всё

В конце прошлой недели
Илья Салтанов
, бывший СТО Викимарта
объявил о своем уходе
из компании и рассказал, что возвращается в команду
Sports.ru
 в роли управляющего партнера:


 



 


По словам самого Ильи:


Так получилось, что я держал в неведении своих друзей, коллег и партнеров с рынка почти месяц, и вот только сегодня сделал
короткий анонс
, чем вызвал большой шквал вопросов и просьб в разъяснениях. Я понял, что разъяснить всем-всем индивидуально не получится, поэтому целесообразно сделать это в виде публичного материала на  одной из медиа-площадок в Рунете.


Я являюсь вашим постоянным читателем еще с тех самых времен, как Цукерберг не звонил, поэтому хотел бы изложить именно вам все детали своей истории.


Мы связались с Ильей и сделали небольшое, но крайне интересное интервью, в котором Илья рассказал про работу в Викимарте, планы Sports.ru по захвату ближнего и дальнего зарубежья и о том, планируют ли они зарабатывать на рекламе алкоголя.


 


Трибуна на sports.ru и котик


 


Саша Пеганов: Илья, добрый день. Начнем с начала. В феврале вы ушли с позиции технического директора
Wikimart
. Не знаю, насколько этично обсуждать бывшего работодателя, но можем попробовать, аккуратно?


Илья Салтанов: Конечно, можем. Я ушел крайне деликатно, сохранив дружественные отношения и с командой, и с основателями. Да и сама компания придерживается принципов открытости как на рынке, так и внутри, без всяких корпоративных купюр. Так что не вижу проблем.


СП: Как вам там работалось и почему вы ушли?


ИС: Викимарт последние два года был очень разным. Первые три месяца – пожаротушение, которым занимались все подразделения компании: мы латали дыры и пытались наладить работу сложного механизма под названием Marketplace. Затем Викимарт прошел очередной раунд инвестирования и вступил в гонку вооружений – основатели нацелились на бурный рост. За полгода штат компании вырос в 4 раза, моя команда выросла c 10 до 50 человек. Компания достигла нужных оборотов и начала оптимизироваться, искать новые бизнес-модели, прошло несколько итераций обезжиривания.


В общем, сейчас Викимарт – это невероятная махина для зарабатывания денег, которая удивительным образом интенсивно меняет свой курс, пробует новые рынки и бизнес-модели, ошибается, извлекает уроки и все-таки нащупывает свои точки роста. Компания крайне чувствительна к качеству операционной деятельности, поэтому повсеместно привита финансовая дисциплина и 100%-ая отдача. Задачи невозможно «закапывать в песочек», работать приходится много, «пассажиры» в компании не задерживаются, правда некоторые хорошие люди все-таки выгорают.


Ушел из Викимарта по своей инициативе. Проработал бы там еще, наверно, но перспективы строить медиа-бизнес в роли генерального управленца подкупили меня безоговорочно. Меня вообще постоянно подкупают такими вот авантюрами.


СП: И бонусный вопрос сюда же — недавно у нас был вот такой
фактоид
, как вы это оцениваете? Не фейк?


ИС: Ну предприниматели не могут быть только мягкими и пушистыми, как все привыкли.  Профессиональная агрессия – хорошая черта хорошего бизнесмена и может выражаться в самых разных видах. В довесок, Макс с Камилем – действительно живые и настоящие, что, в общем-то, не свойственно выпускникам бизнес-школ. Поэтому вполне допускаю, что подобная реакция Макса – не фейк. Хотя уточнение про «кошмаринг» в 90-е все-таки похоже на эпатаж, как-то не в его духе.


СП: Вы упомянули о том, что стояли у истоков Sports.ru. Расскажите вкратце — как проект начинался и почему вы ушли оттуда в Викимарт?


ИС: Sports.ru изначально не был бизнесом: группа спортивных журналистов занималась им на общественных началах, собрав вокруг проекта небольшую аудиторию постоянных читателей. В таком виде он просуществовал до 2006 года, пока на горизонте не появилась группа инициативных парней вместе с
Дмитрием Навоша
, которые задумали сделать из проекта коммерческий продукт. В 2007 году сайт перезапустился силами аутсорсеров, а в конце того же года к команде топ-менеджеров присоединился я.


Я оказался первым техническим человеком в Sports.ru (все остальные были журналистами или коммерсантами), меня так сразу и прозвали – «технический» или «техниш». Собрали команду инженеров, забрали всю разработку и инфраструктуру внутрь и начали запускать веб-продукты для спортивных болельщиков: онлайны матчей, фэнтези, спортивные менеджеры, прогнозы, виртуальный букмекер, сообщество болельщиков «Трибуна»… Было тяжело, но невероятно интересно. Особенно помнятся кризисные 2008 и 2009 годы, когда с рекламным рынком все было очень не просто. Но ничего, прорвались.


Ушел из Sports.ru в конце 2010-ого опять же за авантюрой: тогда компания замерла в своем развитии, а мне стало тесно в технологиях проекта. Викимарт в то время завлекал интригой: сайт рендерил странички по 10-15 сек., молодая команда инженеров разносила инфраструктуру без топ-менеджера, в компании в принципе никто не занимался технологиями на верхнем уровне. Ну и наполеоновские планы по захвату России и ближайшего зарубежья подкупали, конечно. Так и решился.


 


Главная Викимарта


 


СП: Так почему вы все-таки решили бросить c-level job сейчас и пойти в, по вашим же словам, в стартап?


ИС: Sports.ru – стартап скорее по духу и внутренним отношениям между людьми, но никак не по степени влияния на рынок и цифрам в квартальном отчете. С момента моего ухода проект существенно изменился: среднесуточный трафик увеличился в 4 раза, компания научилась доставать деньги с рынка и покрывать все свои расходы. Да и я в Викимарте, что называется, заматерел: вылечил стартаперскую праздность, стал по-другому смотреть на мир, бизнес, технологии, персонал; очень многому научился у своих коллег и экспертов, которые постоянно окружают Викимарт.


Я не думаю, что мой трансфер на рынке труда – это дауншифт. Наоборот, это промоушн. Большинству хантеров последние годы я был интересен только как технический, но никак не генеральный или бизнес-менеджер. И вряд ли бы я покинул замкнутый круг главного инженера в ближайшее время, если бы акционеры и команда Sports.ru не поверили в меня и не предложили бы новые возможности, за что я им действительно благодарен. И нацелен, конечно, доказать, что они не ошиблись.


СП: Я, признаюсь, не самый большой фанат профессионального спорта и не очень слежу за sports.ru. Вижу, что он получал кучу премий, работает чуть ли не с 1998 года и входит в топ-4 среди спортивных площадок по посещаемости в стране.  Можете поделиться какими-то актуальными цифрами, может быть какие-то денежные метрики?


ИС: О! Как раз над цифрами активно работаю, поэтому даю все самое свежее и вкусное. Ежемесячная аудитория Sports.ru – 6-8 млн. пользователей. Совокупный инвентарь – 150-170 млн. показов в месяц. 600 тыс. пользователей зарегистрировано на сайте, 700 тыс. неуникальных подписчиков в соцсетях. Ядро команды – 30 человек. Финансовые показатели мы пока что не делаем публичными, но могу просто сказать, что мы чуть-чуть cash positive.  Думаю, из этих чисел можно понять наш текущий масштаб.


СП: Очень круто. Читал у вашего коллеги о том, что украинская аудитория Sports.ru — примерно 500 тысяч человек в месяц. Что вас заставило открыть в Украине офис, что по этому поводу думают местные конкуренты и нет ли у украинских фанатов предвзятого отношения к выскочкам из России? (Хотя для этого вы и запустили новый бренд, насколько я понял)


ИС: С Украиной у нас вообще очень долгая история. Идти на украинский рынок мы решили еще в 2010 году. Потому что внутри редакции уже появилась украинская группировка, потому что Киев входит в топ-5 городов аудитории Sports.ru, потому что в Украине по-прежнему рынок спроса: там есть аудитория, но скорость развития украинских спортивных медиа была не такой уже высокой. Тогда компания решила идти через альянс с UMH и проектом football.ua, но через год тяжелых попыток объединить компании обе стороны поняли, что итоговая структура не складывается. Поэтому разошлись. И в этот раз мы решили сделать все сами.


Конечно, украинский сегмент спортивного интернета с точки зрения денег – не очень большой, но для нас запуск Tribuna.com — это органическая возможность запустить новый продукт. Мы видим, что украинская часть нашей редакции может стать самостоятельной, у нее может появиться своя точка зрения, отличная от точки зрения Sports.ru. Конечно, сам продукт и принципы производства останутся теми же самыми, но мы уверены, что киевская команда  сможет предложить украинским читателям нечто особенное и близкое по духу. Так что не думаю, что в таких условиях Tribuna.com делается «менее украинской» только потому, что в разработке программного продукта участвовали люди из России.


 


Tribuna — спортс.ру по-украински на cпiвочiй украiнськiй мовi


 


СП: Какие у вас планы на Sports.ru/Трибуну? Планируете ли открывать сателлит в Беларуси или где-то еще?


ИС: Мы продолжим развитие Sports.ru как флагманского проекта компании на российском рынке. У этого проекта уже есть имя на рынках рекламодателя и читателя, так что как-то задвигать его было бы глупо. Все самое новое и интересное мы, конечно же, будем пробовать и запускать на российской площадке. Tribuna.com пока что – сугубо украинский проект. Про белорусский рынок только думаем, ведь там денег еще меньше.


СП: Что думаете по поводу экспансии на глобальный рынок — насколько это вообще реально и есть ли у вас такие планы?


ИС: Хочется пошутить про экспансию в Англию, Францию и Италию, но, боюсь, шутку оценят только коллеги с рынка. Ничего нереального не вижу, это вопрос только конкурентоспособности наших продуктов на локальных рынках. Но пока что говорить о планах публично рано: сейчас для нас главный проект за пределами России – это
ua.tribuna.com
Как только поймем, что есть основания для публичных анонсов, мы обязательно все расскажем.


СП: Я слышал, что вы вышли на Украину из-за того, что там можно рекламировать алкоголь. В России это запрещено, а т.к. спорт и алкоголь (в умах маркетологов) неразрывно связаны, то у вас появился шанс захватить и алкобюджеты. Что скажете?


ИС: Наверно, со стороны алкогольные предпосылки выглядят вполне логичными, тем более перед глазами есть живой пример якобы молдавской экспансии Советского спорта —
sovsport.md
 Мы, конечно, рассчитываем на то, что станем интересны алкогольным брендам на украинском рынке, как, впрочем, и всем остальным. Но, как я уже говорил, наши планы выхода на украинский рынок появились еще в далеком 2010-ом, и тогда ограничений на рекламу алкоголя в российском интернете не было. Так что запуск Tribuna.com и алкогольный кассовый разрыв никак не связаны.


СП: У контентных проектов вроде вашего (и, наверное, нашего), довольно простая бизнес-модель: редакция (и бесплатные блогеры) генерируют контент, который в свою очередь генерирует просмотры, которые вы потом продаете рекламодателям. Если реклама продается, есть хороший СРМ и прибыль от рекламы покрывает расходы на редакцию и прочие операционные расходы — отлично, если нет — проект закрывается (за последнее время таких довольно много уже). Есть ли у вас какие-то еще источники дохода, и насколько вы сейчас прибыльны? И какие планы в отношении украинского отделения?


ИС: Это правда, модель простая. Продажа внимания, вовлечение пользователя во взаимодействие с брендом рекламодателя – наша экспертиза и наш хлеб. Но мы планируем выводить на рынки самых разных цифровых платформ новые продукты, монетизирующие рынок пользователя за счет прямых платежей. В западном спортивном интернете – это существенный кусок дохода. У нас же – и у Sports.ru, и у коллег с российского рынка – пока что не очень хорошо получается окупать видео-трансляции, околоспортивные фримиум-игры, премиум-возможности и электронную торговлю. Украинский офис же абсолютно точно должен быть способен покрывать рекламными доходами свои локальные  операционные косты. Это и станет его критерием успеха.


СП: И последний вопрос.


ИС: Езжу на Chevrolet Epica 2006 года, но если машина не вашего калибра, могу рассказать про сноуборды — они, в общем, вполне ничего.


СП: Машина крутая. Я вообще на метро езжу. Спасибо больше за ваше время!




 Источник:Цукерберг Позвонит