Стартап RetailRocket — сервис для рекомендации товаров в интернет-магазинах

Пообщались с Николаем Хлебинским, СЕО стартапа
RetailRocket
. Сервис позволяет подключить к любому интернет-магазин товарные рекомендации, обсчитывает каталоги и строит матрицы на своих серверах в клауде. Про весь этот апселлинг, крос-селлинг и почему средний магазин никогда ничего подобного сам не сделает мы и поговорили с Николаем.


 



Саша Пеганов: Николай, добрый день. Вы — продакт менеджер стартапа
RetailRocker
, верно?


Николай Хлебинский: Я позиционирую себя как CEO.


СП: Расскажите Николай, а какой у вас бэкграунд и когда вы начали над RetailRocket работать?


НХ: Я около 5 лет работаю в области онлайн-маркетинга и развития бизнеса, в том числе успел поработать в таких в компаниях как ABBYY и Fast Lane Ventures, а начинал со своего интернет-магазина на первых курсах института. Параллельно я являюсь тренером школы интернет-маркетинга «Нетология» (читаю курс по веб-аналитике).


Над Retail Rocket мы начали работать в мае 2012 года.


СП: Оо, Fast Lane, круто. То есть, если я правильно понимаю, деньги на проект вы взяли у FLV?


НХ: Конечно нет. Текущая версия проекта (на прошлой неделе мы запустили открытую бету) полностью сделана на деньги фаундеров.


СП: А о какой сумме, хотя бы порядках, идет речь? С мая прошло месяцев 9, все-таки команда программистов наверняка есть и тд.


НХ: В команде три человека (я и два моих партнера) плюс несколько удаленных сотрудников (админы, верстальщик и т.п.) на разовые задачи. Основная наша инвестиця — это личное время. Денежные затраты небольшие, за время работы мы потратили менее 100 тыс. рублей (в основном на аренду и настройку серверов).


СП: Круто у вас получилось. То есть вы работали на какой-то основной работе и параллельно пилили стартап?


НХ: Да. Все свободное время по вечерам и выходным, с небольшими перерывами на поездки на море летом.


СП: Вернемся к вашему стартапу. Идея довольно простая — магазин выгружает каталог продукции, вы его как-то анализируете, встраиваете виджет в код магазина, анализируете покупаетелей и предлагаете им персонализированную подборку «похожих» товаров — верно же?


НХ: Практически так. Правильнее будет сказать, что мы показываем посетителям магазина то, что с большой вероятностью им необходимо. Внутри все гораздо сложнее. За алгоритмы нашего продукта отвечает Роман Зыков (директор по аналитике Озона с 2004 по 2009 годы и директор по аналитике Викимарта с 2009 года), при разработке движка использовался весь его почти десятилетний опыт построения рекомендаций для крупнейших ритейлеров Рунета.


 



СП: Я, кстати, думал, что у всех крупных магазинов есть своя система рекомендаций. У Озона/Амазона и тд. Ваши основные клиенты — мелкие и средние магазины?


НХ: Совершенно верно. Чтобы построить рекомендательную систему внутри магазина нужен разработчик и менеджер/идеолог на несколько месяцев рабочего времени (сотни тысяч или даже миллионы рублей на зарплату) с большим риском не получить положительный результат + инфраструктура (товарные рекомендации требуют значительных вычислительных мощностей), все это нужно поддерживать и развивать. Такое могут позволить себе только крупнейшие игроки рынка, остальные просто не могут вынуть такие суммы из своего оборота.


СП: Я читал что вы берете процент с продаж товаров, которые рекомендовала ваша система. Логично что для книг 3 или 5% — разумные цифры, а для электроники это дико много. У вас есть какая-то тарифная сетка или вы пока в бесплатном режиме?


НХ: Прямо сейчас мы полностью бесплатны и останемся таковыми в ближайшие месяцы, так как хотим получить фидбек от рынка. Процент от проданных через рекомендации товаров — самая распространенная модель для рекомендательных сервисов на западе. Однако, как ты справедливо отмечаешь, даже 2% для электроники это 20%-30% от валовой прибыли, при этом у такого заказа будет маркетинговая стоимость, операционная стоимость, а магазин (сюрприз!) хочет еще и на хлеб с маслом заработать! Я, как аналитик, это очень хорошо понимаю. Поэтому хотим собрать побольше обратной связи и сформировать выгодное предложение для будущих клиентов.


СП: Ты говорил что в команде ты и два партнера — где программисты?


НХ: Первого партнера я назвал — это Роман Зыков. За разработку алгоритмов и их работу отвечает он. Второй партнер — Андрей Чиж, наш CTO — лучший разработчик, с которым мне доводилось иметь дело. Продукт очень сложный технологически (как с точки зрения разработки, так и с точки зрения математики), за 9 месяцев работы мы решили огромное количество проблем. Из нашей тройки я меньше всего программист. Может быть я бы потянул на позицию Junior Developer в небольшую компанию, не более того. Зато я несколько лет проработал дизайнером в полиграфии до перехода в интернет. Поэтому у нас такой симпатичный сайт и логотип (общие затраты на них — $19 + я пару дней писал тексты для сайта).


СП: Вы подумаете про привлечение денег? Вам нужен какой-никакой бизнес девелопмент, поддержка, сервера и тд.


НХ: Думаем очень активно, но все наши попытки привлечь деньги пока ничем не закончились. Когда у нас была презентация, нам говорили «сделайте прототип», когда мы сделали прототип, нам говорили «покажите кейсы внедрения», когда мы сделали несколько кейсов с боевыми магазинами, нам сказали «сделайте продукт», когда мы выпустили закрытую бету, нам стали говорить «покажите трекшн». Сегодня у нас есть первые платящие клиенты, мне интересно, что нам скажут дальше.


Несколько предложений, все же, поступало. Однако, все они показались нам несправедливыми (просили 50%+ или сильно занижали нашу оценку)


Роман Зыков, кофаундер


СП: А как вы привлекали деньги? Ходили на наши тусовки стартаперов или рассылали письма по адресам фондов? Мне интересно со стороны — что для вас сработало лучше?


НХ: Нет, общались с инвесторами через личные контакты. Наверное, были слишком сильно погружены в продукт. Хотя фондов, которые сейчас на слуху, среди тех, с кем мы общались, практически не было. У нас какое-то впечатление сложилось, что они или дают слишком мало, или просят слишком много.


СП: Ну зависит от вашей оценки, я же не знаю, сколько вы хотели и за сколько. Просто в Москве такое количество стартаперских мероприятий, мне кажется что сложно не попасть хотя бы на одно. Вы не были ни на Техкранч Москва ни где-то еще?


НХ: Московский Техкранч я смотрел онлайн из кафе, мы как раз пилили продукт. Вообще, за эти месяцы мы на работе в кафе съели собаку (надеюсь что на самом деле нет). В Старбаксах работать невозможно — там постоянно падает wi-fi, в шоколадницах-кофехаузах не добраться до розеток и постоянно шумно по выходным, в хваленых «анти-кафе» или странная публика (включая хозяев), или закрыты нужные для работы порты (привет, циферблат!). Расхваленные ко-воркинги практически не работают по выходным. В итоге мы нашли приемлемое место, но никому не скажем где, там и так после 12 уже не сядешь в воскресенье.


СП: Ок, вернемся к вашему проекту. Я не очень разбираюсь, но насколько для магазина не критична база данных его товаров и статистика по посетителям, что он может отдать ее стартапу вроде вашего? Как вы решаете вопросы безопасности, надежности и тд?


НХ: Базы товаров интернет-магазинов сегодня выгружаются в десятки различных сервисов. Начиная от прайс-агрегаторов (Яндекс.Маркет, Викимарт и несколько десятков других) и заканчивая скриптами по созданию кампаний для контекстной рекламы. У средних размеров магазина всегда есть несколько десятков различных xml-фидов товаров под разные задачи. К статистике магазины относятся очень трепетно, на мой взгляд (как веб-аналитика) — даже слишком. Далеко не каждый может извлечь выгоду из собственных данных, что уж говорить о том, что можно получить от чужих… Тем не менее, безопасность данных магазинов — наш приоритет. Естественно, ни при каких обстоятельствах мы не будем разглашать полученную информацию. Со всеми желающими мы готовы подписать соглашение о неразглашении.


СП: Я вот еще что подумал — большинство интернет-магазинов сделаны на каких-то готовых конструкторах/шаблонах/cms. И у этих готовых решений наверняка есть плагины или какие-то виджеты для вывода похожих товаров. У вас лучше? Или я ошибаюсь в том плане, что такое есть?


НХ: Готовые модули действительно есть, но их алгоритмы очень примитивны. Тот кто ставил их (я пробовал бесплатный модуль для 1С-Битрикс) — поймет. Или рекомендации будут нелепыми (полотенце за 100 рублей к шкафу за 200 000 рублей), или большая часть товаров вообще не будет содержать рекомендаций (так как не было совместных покупок). В этих модулях реализованы простейшие эвристики, к тому же, они расчитаны на небольшие нагрузки (например, чтобы виртуальный хостинг выдержал).


 


Николай Хлебинский, СЕО


СП: А у вас какое-то клауд решение с дикими нагрузками?


НХ: Что-то вроде того. Для примера, один блок алгоритма, чтобы обсчитать магазин с 15000 товаров (средний уровень) всего за один шаг делает 15000*15000=225 000 000 итераций. Таких «шагов» очень много, как, впрочем, и самих магазинов. Мы сейчас превосходно держим товарные базы в сотни тысяч наименований.


СП: Крутые. А кто у вас из конкурентов в России/на Западе?


НХ: На Западе таких сервисов довольно много (я насчитал с десяток). Некоторые из них смотрят на Россию и даже пытаются здесь работать. Одного из них мы заметили летом. А зимой обнаружили, что похожий сервис разрабатывается в Томске. Кроме того, рекомендации есть у enterprise-level монстров, например, у Adobe в составе его дорогущего продукта (десятки тысяч евро за внедрение).


Несмотря на это мы полны оптимизма. В нашей команде сосредоточена лучшая в стране экспертиза по рекомендациям и дата-майнингу, превосходная разработка (в отличие от западных коллег) и огромное желание изменить то, как сегодня делается электронная коммерция (планы по развитию продукта действительно грандиозные, но о них пока не расскажу).


СП: Слушай, ну крутой стартап у вас, даже потроллить не получается. За девять месяцев вы сталкивались с какими-то трудностями, которыми можете поделиться?


НХ: Советы довольно стандартные: внедряйте механики управления проетами (цели/сроки/задачи), старайтесь побольше документировать и поменьше загружать разработчиков всякой ерундой (извини меня, Андрей, за все рюшечки, которыми я тебя отвлекаю от серьезных задач). Самое главное — идти маленькими итерациями и постоянно получать подтверждение изначальной концепции проекта.


Еще можно добавить, что «золотой век» стартаперов, если он когда-то и был, закончился (по крайней мере, мы его не видели). Адекватные деньги под презенташку — миф. Или у вас заберут почти все, или вы только и будете делать, что тратить время на привлечение финансов. Всегда в экселе нужно иметь листик с моделью «что если денег на развитие нет».


СП: Супер, спасибо. И самое важное — какая у тебя машина?


НХ: У меня Huyndai Solaris.


СП: Отличная тачка, без шуток. Спасибо за то что уделил время. У вас крутой проект и команда, думаю все у вас получится.





 Источник:Цукерберг Позвонит