Интернет убивает фотожурналистику

Автор:
Ольга Кравец
Не так давно в почтовом ящике нашего коллектива
Verso Images
мы обнаружили письмо следующего содержания:

Добрый вечер!

Меня зовут A., я фоторедактор интернет-СМИ... (ссылка). Мы.... освещаем регионы С. В вашем профиле мы не нашли запрета на использования ваших фото и опубликовали 2 в новостях, со ссылкой на вашу страницу и указанием автора (наведите мышкой на фото и увидите подпись). Мы очень надеемся что вы не против и хотели узнать можно ли в дальнейшем использовать ваши замечательные фотографии? Спасибо за такой интересный проект.


В первые две минуты после того, как я увидела это письмо, я рвала и метала: как может госпожа А. говорить мне спасибо за "интересный проект", который три фотографа уже второй год снимают на свои деньги, а она берет на себя смелось использовать задарма наши фотографии. А имеет ли она вообще понятие, что мы втроем уже потратили на съемки около 20 тысяч долларов?

Выпустив пар, я поняла, что на самом деле госпожа А в условиях нынешних реалий повела себя очень вежливо и честно. У нее есть приказ от начальства искать в интернете бесплатные профессиональные фотографии и публиковать их, не нарушая авторских прав. Мы же, будучи уверены, что наши фотографии смотрят только те, кому мы посылаем на них ссылки (Кому в этом мире дорогих сумок и машин нужна Чечня?), не прописали в настройках необходимую защиту.

Мы написали в ответ письмо с благодарностями за указание нам на ошибку с копирайтом, за что мы позволяем им оставить на сайте использованы картинки. Но, в дальнейшем, предупредили мы, если они хотят пользоваться нашими фотографиями, за них нужно будет платить. Естественно, больше ответа мы не получали. Даже если это СМИ и захочет купить картинку из Чечни, у Reuters она будет дешевле.

Копирайт на "Фликре" или на твоем собственном сайте, впрочем, тоже не панацея. Мой однокурсник по магистратуре в Лондонском университете искусств, успешный студийный фотограф из Словении, которого зачем-то занесло учить документальную фотографию, недавно обнаружил свои фотографии на польском модельном сайте. Зачем тем понадобились фотографии не работающей на них девушки из Словении, остается только догадываться. Вероятно, для повышения общего визуального имиджа сайта, который не платит фотографам.

Пару лет назад кто-то рассказывал мне о волшебной программке, которая сканирует аж весь интернет на предмет пиратского использования твоих фотографий. Но пока ни одного примера ее использования я не слышала, что говорит о том, что система не доказала свою жизнеспособность.

Впрочем, пираты-фанаты студийных фотографий из Польши выглядят не такими страшными на фоне журнала с мировым именем D. - с ними хотя бы ты ничего и не планировал заработать. А вот когда тебе звонит кто-то из Time, по умолчанию ожидаешь достойный гонорар. Как минимум, мог ожидать.

Один из моих знакомых фотографов не так давно отбыл в Ливию. Конечно же, на свои деньги, рассчитывая на месте уже получить работу от изданий. Работа нашла его в первый же день - корреспондент из D. был предельно краток: наш мультимедиа-деск ищет кого-то кто сделает мультимедиа для нашего сайта. Они не платят. Но как вы, господин фотограф, можете представить, это же публикация в D. Все увидят, что вы в Ливии и к вам придет еще работа.

Коллега, который в общем-то себя не на помойке нашел, и снимал для журналов не хуже D., согласился. Потому что если не он, так согласится другой, и тогда следующая работа придет к тому, другому.

СМИ в Англии, движутся в том же направлении. The Sunday Times Magazine заплатит фотографу меньше, чем какой-нибудь малоизвестный специализированный журнал - ведь все хотят печататься в The Sunday Times.

Фотографам же, если очень не терпится махнуть в Ливию или Японию, или течение 10 лет снимать в свое удовольствие и ныне здравствующих жертв Холокоста, остается только побираться. Ведь мы такие странные люди, все покупают новую машину на гонорары, а мы едем в очередную дыру, где случился гуманитарный кризис, или в нежно любимую дыру, к которой прикипели душой, пока там буйствовал гуманитарный кризис.

А побираться у кого? У аудитории - ведь это она заказывает музыку. Для этого интернетчики даже и платформу уже придумали -
http://www.kickstarter.com
- где можно разместить воззвание примерно следующего содержания: "дорогие все, если вы все еще хотите увидеть голодного африканского ребенка, сейчас вы можете в соответствиями требованиями современности посмотреть мультимедиа с ним в главной роли, сделанное самой крутой продакшн-компаний из моих фотографий. Вы сможете открывать его на своем iPhone, iPad, или на смартфоне по дороге на работу и следить за тем, как будет медленно угасать это несчастное создание. Если вы, конечно, не поможете ему тоже. Мне нужно собрать 30 тысяч евро, а пожертвование бедному ребенку остается на ваше усмотрение".

Фотожурналисты также подумали и решили, что побираться в толпе других бедных художников неприлично и создали элитарный kickstarter -
www.emphas.is
. Правда, он пока только готовится к полноценному запуску, поэтому что толку просить денег с сайта, о котором мало кто знает, хотя он уже и принимает заявки?

В эпоху, когда вся философия интернета основана на доступности информации каждому, теория привлекательности элитарного теряет свой смысл. Ведь если на kickstarter приходит больше людей, причем людей разных, то у меня больше шансов, что мой проект поддержат материально, вместо того, чтобы учить жить, как наверняка поступят другие жаждущие денег на авиабилет коллеги, которые соберутся на Emphas.is. Хотя междусобойчик конечно же будет приятный.

После того, как я закончу писать этот текст, я займусь подачей заявки на очередной грант. Хотя бы грантодатели сжалились над фотографами, и в большинстве случаем больше не нужно посылать документы и диски с фотографиями экспресс-почтой. Можно залить на ftp. Экономишь в среднем 50 долларов в месяц, которые можно отдать фиксеру в дешевой стране за день работы. Бедные фиксеры, их рабочие дни тоже сократились. Ведь теперь 90% рабочего времени я сижу в интернете, для того, чтобы тщательно решить, на что потратить те 10%, которые у меня останутся на пребывание "в поле", а также раздобыть на это деньги. Так что я не буду жаловаться, что интернет убивает фотожурналистику.

Во второй четверти прошлого века более опытный Йозеф Куделка проверял, хорошо ли стоптаны подошвы у менее опытного Алекса Уэбба. Сегодня мой более продвинутый в мультимедиа-штуках друг, разрабатывающий приложение для iPad, которое заменит британским школьникам тетрадки, проверяет, на все ли платформы я выложила свежие работы. Он страшно недоволен тем, что проект
www.groznyninecities.com
, над которым мы работаем вместе с Марией Мориной и Оксаной Юшко, еще не на kickstarter. В ответ я разражаюсь тирадами о том, что у меня совершенно не остается времени снимать на черно-белую пленку, но он только смеется мне в лицо. После того, как я написала этот текст, мне точно придется это сделать.

 Источник:Roem.ru