О PR исследованиях или аналитика на коленке

Originally published at
Лично/общественный дневник Эльдара Муртазина
. You can comment here or
there
.



Встретил на днях фразу, что 65 процентов статистических исследований вранье. Кто-то в комментариях спросил, – «Что и это?». Справедливый вопрос и очень точное описание происходящего сегодня на рынке.

Например, компания Online Market Intelligence решила дешево и сердито пиарить свою работу, для этого был создан отчет Топ20 брендов любимых среди россиян. В качестве методики используются онлайн-опросы, все это проходит уже второй год.


Вот тут на страничке указывается
, как проводятся опросы – города-миллионики, 1500 человек. По 500 человек из Москвы и Питера, оставшиеся 500 человек распределяются по 11 городам. Хммм, примерно по 50 человек на город. Выборка не ахти какая репрезентативная, этого от силы хватит, чтобы изучить определенный сегмент и то, с очень большой натяжкой. Безусловно, «исследователи» в таких случаях прикрываются собственно созданными методиками, которые гарантируют надежный и точный результат, сходимость и повторяемость данных. Но все это вранье. Чтобы добиться минимально правдоподобной картинки рынка необходимо в городах миллиониках провести до 12-15 тысяч анкетирований. В Москве минимально необходимо проводить от 3500 анкетирований, так как социальная составляющая здесь сильнее разнится, чем в том же Волгограде. И это не моя прихоть. Мы работали с разными компаниями, это необходимый минимум, который дает картинку происходящего. Дорогое исследование, которое имеет смысл проводить для очень ограниченного круга задач. Как правило, мы придумываем обходные пути как вытащить на свет божий нужные данные и найти те категории граждан, что нам потребны в конкретном отчете. Но это так лирика.

Теперь давайте взглянем на результаты анкетирования по телефонам. Там наблюдается очень любопытная картина.


Вот тут результаты

Nokia #1 – 48.1%

Samsung #2 – 20.3%

SE #3 – 13.6%

HTC #4 3.6%

Motorola #5 – 3.3%

Siemens #8 – 2.3%

Sony #9 – 1.9 %

Попадание в список Sony вызывает сомнения, скорее всего люди просто путали Sony и Sony Ericsson. Это к вопросу о том, как проводилось исследование на уровне обработки данных. Никогда не поверю, что в России есть сколько-нибудь заметное кол-во работающих телефонов Sony. Слишком большой срок прошел.

Теперь давайте поговорим о Siemens. За годы работы в России было продано несколько десятков миллионов аппаратов. Много. На сетях сегодня работает около 240 тысяч аппаратов и их число уже два года стабильно (сокращается тысяч на 15-20, видимо аппараты умирают). Возможно, что на полках лежат сотни тысяч аппаратов, по домам. Но факт в том, что ими не пользуются и роста числа пользователей Siemens нет. Отсюда возникает вопрос, как в исследовании возникло так много пользователей Siemens. Это издержки выборки в городах миллиониках. Явно, что зацепили какую-то малобюджетную группу, отсюда такой перекос в данных.

К слову, в стране сейчас на всех сетях работает примерно 110 миллионов аппаратов. Думаю, что вы сможете посчитать, сколько от этого числа составляет Siemens. А потом посмотреть на данные опроса. И удивиться. Вот и я сижу удивляюсь.

Равно как и удивляюсь тому, что отличные аппараты HTC выше Apple. И знаете почему? Потому-что Apple iPhone продано в нашей стране в последние 3 года больше, чем HTC. А удовлетворение этими аппаратами как правило на уровне 90 процентов от купивших. Возникает вопрос, как такой феномен позволил HTC вырваться вперед. Ответ короткий – изъяны опроса, когда опрошенные не репрезентативны и не показывают реальную картинку мира. Могу продолжать и дальше, но в целом все понятно и так. Этот опрос и «исследование» завлекалочка для промотирование своей компании. Исследовательские компании часто делают подобную ерунду, чтобы дешево и сердито привлекать к себе внимание.



Источник:Эльдар Муртазин на ЖЖ