«Яндекс»: 5 лет жизни после IPO
РБК проанализировал жизнь "Яндекса" после выхода на IPO в 2011 году. В статье рассказано о финансовых показателях и "главной расходной статье", новых продуктах и о том, как гендиректор Александр Шульгин делает "атмосферу стартапа" в старых проектах.
Аудитория Рунета на тот момент [в 2011 году - прим.] составляла 30,3 млн человек в возрасте 12–64 лет (данные TNS), из которых 25,8 млн, то есть 85%, пользовались сервисами компании. Спустя пять лет «Яндекс» сохраняет за собой звание главной по аудитории корпорации: его сервисами пользуются почти 45,8 млн человек, что составляет около 76% общей аудитории.
Yandex.ru к моменту выхода на биржу принадлежало 65% запросов... К апрелю 2016 года поисковая доля «Яндекса» снизилась до 57,6%, причем Google получал уже 36% (данные Liveinternet).
В отличие от доли в поиске позиции «Яндекса» на рекламном рынке за пять лет укрепились. По итогам 2010 года выручка компании от продажи рекламы в Сети составляла 12,2 млрд руб. (общая — 12,5 млрд руб.), при этом весь рынок интернет-рекламы тогда достигал 26,7 млрд руб. (данные ZenithOptimedia). К 2016-му доля «Яндекса» на рынке выросла с 46 до 60%: по итогам прошлого года рекламная выручка компании составила 58,2 млрд руб. при общем объеме российского рынка в 97 млрд руб. (данные АКАР).
Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож остается одним из крупнейших акционеров компании. После IPO он сократил пакет акций с 20,2 до 10,8% и при этом значительно нарастил голосующую долю — с 21,17 до 47,21%. РБК приводит таблицу (на сайте издания она интерактивная):
Затраты компании на разработку (преимущественно на оплату труда) за 2015 год выросли в 1,5 раза, составив 13,4 млрд руб. Для сравнения, это сопоставимо с 22,5% годовой выручки компании.
В 2015 году немного вырос процент уходящих, признает директор «Яндекса» по коммуникациям Очир Манджиков. Основная причина, по его словам, отъезд людей за границу.
По итогам 2015 года годовая скорректированная чистая прибыль «Яндекса» впервые за время пребывания компании на бирже NASDAQ снизилась на 11% год к году, до 12,2 млрд руб.
Инвесторы позитивно отреагировали на последнюю годовую отчетность «Яндекса», поскольку компания превзошла финансовые ожидания аналитиков, спрогнозировала 12–18-процентный рост выручки на 2016 год и нарастила объем дохода по нерекламным статьям. На открытии торгов на NASDAQ стоимость акций «Яндекса» подскочила на 6,3%. В отчетности за первый квартал 2016 года «Яндекс» повысил прогноз по годовому росту выручки до 15–19%.
После IPO компания не только обновила большинство имевшихся у нее сервисов (более 20), но и запустила целый ряд новых проектов, часть из которых уже стали полноценными «точками роста». Всего у «Яндекса», судя по официальному сайту, свыше 50 действующих сервисов.
«Непрофильные» бизнесы пока приносят «Яндексу» не более 10% общей выручки — 5,7 млрд руб. из общих 59,8 млрд руб. С другой стороны, еще пять лет назад доходы от контекстной рекламы приносили «Яндексу» 97%. На первом плане сейчас как минимум четыре больших направления: основной поисковый бизнес, развитие существующих бизнес-юнитов, внутренние эксперименты, которые уже завтра могут стать новыми бизнес-юнитами, и, наконец, «постоянные исследования и развитие собственных технологий».
«Яндекс» получает от иностранных компаний, не ведущих деятельность в России, около 8,5% выручки, хотя пять лет назад этот показатель едва превышал 2%.
Осенью 2015 года «Яндекс» открыл десятый по счету зарубежный офис, на этот раз в Шанхае.
Капитализация «Яндекса» в 2015 году достигла исторического минимума.
| Подписаться на комментарии | Комментировать
Источник: Roem.ru
Похожие новости
- Zero Trust не спасёт, пока у вас включён SMBv1
- Claude Sonnet 4, и это самая защищенная модель? Wasted
- Zerotrust по-пацански #2. Как сделать устройство доверенным
- [Перевод] Я завайбкодил и запустил приложение за три дня. И его взломали. Дважды. Вот что я усвоил
- [Перевод] Полный захват аккаунта стоимостью $1000 — Думайте нестандартно
- Почему синтетические данные редко используются в реальных задачах
- [Перевод] Разбор уязвимости умного Bluetooth-замка
- Персональные AI-ассистенты или как открыть любому человеку свою почту и календарь
- Каким будет фишинг в ближайшем будущем
- 82% зумеров хотят, чтобы бренды обращались к ним на «вы»