Владимир Лебедев (Like'n'Pay): Почему я закрыл сервис добровольных пожертвований для медиа


Смотрите пост в полноценной красивой верстке

Владимир ЛЕБЕДЕВ

Основатель сервиса добровольной оплаты Like'n'Pay

Сначала я со своим партнёром, Игорем Хмелём, делал проект для сбора средств на благотворительные цели через кнопку. Он назывался Give-a-Heart.com и запускался на американском рынке. Проект не полетел, однако в техническом плане мы сделали довольно много. Я стал думать, что можно создать с этим в России.

Дело было осенью 2012 года — тогда из-за отсутствия финансирования стали закрываться независимые СМИ. Мне показалось, что у этой сферы возникла потребность в новом способе монетизации, не связанном с рекламодателями и спонсорами. Логичное решение — прямое и честное финансирование читателями или зрителями. Под словом «честное» я понимаю пост-оплату, когда человек прочитал или посмотрел, а затем, если понравилось и принесло пользу, заплатил столько, сколько считает нужным. Мне кажется, это честнее, чем продавать читателю подписку на материалы, большую часть которых он никогда не прочтёт.

Мы делали Like'n'Pay силами небольшой команды из четырёх человек: два разработчика (включая меня), главред сайта и журналист в одном лице, специалист по поддержке пользователей. Окупаемость рассчитывали увидеть в конце 2014 года, но теперь уже не увидим. 

За время действия проекта мы увидели, что аудитория готова платить. Она платит даже тогда, когда издатель или автор ее об этом не просят. Основной драйвер таких платежей — эмоции

 

Как ни странно, cамым сложным было уговорить наших клиентов-СМИ не стесняться просить читателей и зрителей оплачивать материалы. Более того, мы этого так и не добились — сами создали выскакивающий из кнопки «пузырёк» с призывом заплатить за понравившийся текст. Этот «пузырёк», конечно, не настолько эффективен, как прямой призыв платить от лица автора материала, но без него на кнопку никто не нажимал.

Помимо этого, мы потратили много сил, чтобы найти правильную модель осуществления платежей. До декабря прошлого года работали в режиме «кошелька обещаний»: пользователь нажимал кнопку на различных сайтах, указывал, сколько денег хочет заплатить за ту или иную статью, но фактического платежа не производил — мы просто запоминали эту сумму как его «обещание» заплатить. Затем раз в неделю пользователям с ненулевым балансом обещаний приходило письмо с просьбой исполнить свои обещания. Это можно было сделать, зайдя в личный кабинет на нашем сайте и оплатив счёт с помощью Qiwi VISA Wallet или «Яндекс.Денег». В сентябре 2013 года мы поняли, что такой метод сбора денег непонятен пользователям — даже те, кто смогли освоить идею обещанных платежей, мучаются с привязкой карт в Qiwi и «Яндексе».

С сентября по конец ноября мы работали над реализацией нового платёжного механизма, где деньги списываются с карты в момент нажатия на кнопку. Его запуск в несколько раз улучшил конверсию из кликов в деньги.

За время действия проекта мы увидели, что аудитория готова платить. Она платит даже тогда, когда издатель или автор её об этом не просят. Основной драйвер таких платежей — эмоции. Пользователь хочет поддержать автора,  персону или событие, которым посвящён материал.

Ещё больше платят, когда об этом просят. Например, самую большую в истории нашего проекта сумму, 24 150 рублей, получил Олег Кашин за статью «Путин на Болотной» на «Слоне», причём платежи поступили сразу после того, как он во время своего интервью на «Дожде» попросил заплатить за его колонку.

В марте нам пришлось заморозить проект. Причина в том, что банк, через который мы осуществляли эквайринг (снятие средств) с карт пользователей, перестал подключать наших новых клиентов по «техническим причинам». Они совпали с началом кампании против Виктора Шендеровича, опубликовавшего на сайте нашего клиента EJ.ru известную статью про Олимпиаду.

Для того, чтобы проект ожил, необходимо, чтобы российские банки не боялись работать с негосудаственными СМИ. А наступит такое время, боюсь, нескоро

 

Наше развитие оказалось заблокировано. Мы, естественно, попытались сменить банк, провели переговоры со всеми активными игроками на рынке интернет-эквайринга, но ни один банк, кроме Москомприватбанка, не захотел работать с нами. А с ним вы сами знаете, что произошло. Я не берусь утверждать, в чём реальная причина нашей блокировки, но учитывая список наших клиентов: EJ.ru, Slon.ru, TvRain.ru, Dissernet.org (последнего мы уже не смогли подключить — на нём и случилась «блокировка»), и события, которые с этими СМИ и проектами происходили в последнее время, можно сделать вывод, что мы стали просто ещё одним звеном в «грёбаной цепи». Это особенно иронично звучит, если вспомнить заголовок моего текста на Слон.ру («Like'n'Pay и звенья грёбаной цепи» — H&F). 

Для того, чтобы проект ожил, необходимо, чтобы российские банки не боялись работать с негосудаственными СМИ. А наступит такое время, боюсь, нескоро.

Есть ли перспективы у модели Pay What You Want? Несмотря ни на что, я уверен, что есть. Необходимо только сломить предубеждение о том, что нельзя просить деньги у аудитории. Cейчас у издателей оно доминирует.

Топ-5 по платежам за историю проекта

февраль 2013 - март 2014

 

заголовок Статьи

 

СМИ

 

Сумма

 

Путин на Болотной

 

Слон

 

24 150

 

Ленинградская блокада как божья роса

 

ЕЖ

 

11 300

 

Антифашисты с бананами

 

ЕЖ

 

10 510

 

Попытка разбора по предложениям

 

ЕЖ

 

9450

 

Вылечить ребёнка ретвитами

 

Slon

 

8550