Эволюция мемов на Facebook
К известному атеисту Ричарду Докинзу идея мема пришла из опыта его учебы в школе-интернате. Его, как и других детей, заставляли произносить молитву перед сном. Смысл её дети понимали слабо. Она передавалась из уст в уста. Так как никто не видел напечатанного текста молитвы, а учил ее, слушая других, ошибки восприятия были неизбежны.
Подростки искажали текст молитвы, и делали это не со зла. Неясность молитвы, незнакомые слова приводили к неточностям. В итоге она звучала как бессмыслица. Эти неточности, мутации передавались от ученика к ученику и стойко закреплялись. Покажи тогда подопечным оригинальный текст, заключает Докинз, получилось бы что-то наподобие процесса коррекции ДНК, и аналогия с генами была бы полной.
Как сказал Докинз: «Так же, как гены размножаются в генофонде, перемещаясь от тела к телу с помощью сперматозоидов, так и мемы размножаются в мемофонде, прыгая из мозга в мозг».
Социальные сети вызывают научный интерес у исследователей мемов. Большая выборка данных и легкость распространения информации дает возможность использовать количественные методы для анализа степени изменчивости оригинального текста при копировании.
Фейсбук пригодился авторам оригинального
исследования
(Л. Адамик, Т. Ленто, Э. Адар, П. Энге) как удобная площадка для прослеживания эволюции мема. К сожалению, идеальной средой Фейсбук был только в период с апреля 2009 года и до введения кнопки «Поделиться», которая репостит текст неизменным.
Проследим эволюцию мема в социальной сети Фейсбук на конкретном примере. Возьмем такой мем: “No one should die because they cannot afford health care, and no one should go broke because they get sick. If you agree, post this as your status for the rest of the day” («Никто не должен умирать лишь потому, что они не могут позволить себе медицинскую страховку, и никто не должен разоряться лишь потому, что они заболели. Если ты согласен, запости это как свой статус до конца дня»).
В сентябре 2009 года более 470,000 пользователей обновили свой статус этим сообщением. В какой-то момент начали появляться новые, несколько видоизмененные варианты оригинального текста. Один из них персонализировал апдейт, например: «Сэм думает, что…». Его скопировали 60,000 раз. Третьим по популярности стал вариант с добавленным в середину выражением: «Мы сильны лишь настолько, насколько самые слабые среди нас». «До конца дня» постепенно превратилось в «следующие 24 часа», возможно, это случилось в позднее вечернее время. Другие укоротили формулировку до «24 ч.», или растянули до «конца недели».
Используя анонимные данные, исследователи обнаружили 121,605 разных вариантов мема, которые появились в 1,14 млн. обновлений статусов. Используя методы наподобие конструирования филогенетического дерева, ученые проследили родословную каждого варианта.
Дерево, показывающее происхождение каждого варианта «никто не должен» мема: синие точки («до конца дня»), красные («следующие 24 часа»), фиолетовые (другое). Уточнение «24 часа» закрепилось во многих вариантах, основанных на первоначальном
С помощью таких методик за период наблюдений исследователи проследили наличие 1,163 мемов в выборке.
Моделируя мемы как гены
Чтобы подтвердить гипотезу сходности эволюции мемов и биологической эволюции генов, исследователи применили процесс Юла. Это довольно простая модель, пригодная для обработки данных с Фейсбука. Её можно сформулировать так: «Каждый экземпляр варианта мема имеет постоянную вероятность быть скопированным в единицу времени».
При заданном уровне изменчивости, модель Юла предсказывает, как популярность будет рапределена между различными вариантами. Для проверки данных, как показатель распределения популярности, был избран коэффициент Джини.
Ученые сравнили расчетный показатель коэффициента Джини и получившийся в результате анализа данных с Фейсбука. Они оказались близки, к тому же результаты подтверждают различную приспособляемость мемов. Различные варианты одного и того же мема имеют вариабельную приспособляемость.
Каждая точка представляет собой один из 876 мемов, чье распределение приведено к коэффициенту Джини, построено согласно уровню мутаций, измеренному через наблюдение частоты изменений варианта, скопированного у друга
Приспособляемость мемов
Есть фразы, которые дают определенному варианту мема заметное преимущество. По сути, это явные инструкции для репликации, например: «запостите у себя, пожалуйста», «скопируйте и вставьте». Они дают мему преимущество в два раза. Благоприятными будут также формулировки, включающие поощрение и намеки на соревновательность («посмотри, как много людей»), сохранение («сохранить статус, по крайней мере, на…»), или условия, с которыми легко себя отождествлять («если вы любите…», «если вы знаете кого-либо…», «скопируйте, если вы согласны», «гордитесь тем, что…»).
Специфичной является структура в виде: «95% вас не скопируют это, но 5% тех, кто [имеют необходимое свойство] сделают это». Такие варианты имеют повышенную вероятность копирования, 10,98 копий в среднем, по отношению к общему среднему показателю в 7,05.
Ошибки копирования, такие как захваченные при выделении теста названия кнопок и служебная информация негативно влияли на популярность, уменьшая её на три четверти относительно аккуратно скопированного поста. Возможно, это указывает на наличие грамматической приспособляемости. Также она подтверждается сравнительно небольшой негативной корреляцией с числом грамматических ошибок в копируемом посте.
N-граммы, случающиеся в диапазоне между 5% и 95% вариантов нескольких мемов, дающие значительное преимущество вариантам, которые их содержат
Адаптация мемов к нишам
Приспособляемость мемов не является равномерной во всей социальной сети, иногда зависит от ниши. В дополнение к практичным модификациям «никто не должен» мема добавились несколько различных пародий.
При учёте указанных пользователями в профиле политических предпочтений оказалось, что оригинальный вариант мема в поддержку закона о доступном медицинском страховании распространялся преимущественно либералами. Вариант с упоминанием налогов и правительства — преимущественно консерваторами. Научно-фантастические варианты были немного либеральными, с шутками про алкоголь — немного консервативными, тогда как неприятие рака было однородным.
Подобно мутациям, которые могут быть выгодными в специфической среде, мутации мемов распространяются по-разному, в зависимости от соответствия убеждениям или культурным особенностям субпопуляции.
Усредненная политическая пристрастность (от -2 очень либеральных, до +2 очень консервативных) пользователей, распространявших различные варианты «никто не должен» мема
Выводы
В результате исследования были выявлены параллели между эволюцией информации в социальной сети и биологической эволюцией генов. Раньше проследить это сходство было затруднительно из-за отсутствия масштабных данных, содержащих всю историю эволюции различных мемов. Исследователи проследили за сотнями мемов и выявили около 460 млн. отдельных образцов.
Несмотря на то, что исследование было ограничено только Фейсбуком и только форматом текстовых статусов, оно дает представление о поведении мыслей, передающихся через социальные связи.
Также исследование показывает, что чем более гибким и поддающимся изменениям является мем, тем дольше он существует, и тем крепче закрепляется в мемофонде.
Перевод и адаптация:
Валентин Мазур
Источник:Цукерберг Позвонит
Похожие новости
- Идея — Proof-of-Work «почтовая марка» для email: три заголовка против спама
- Автоматизация криптографических операций: Реализация визуализации электронной подписи в PDF на C#
- Тайные битвы на фронтах ИБ: DLP против стеганографии
- Яндекс запускает биржу телеграм-каналов
- Андрей Терехов и Рейтинг Рунета выпустили чек-лист хорошей рекламной кампании
- Угнать «телегу» за 60 секунд: лайфхаки по противодействию мошенникам от социального инженера
- Giftery: Почему сотрудники саботируют автоматизацию — и как внедрить её без конфликтов
- Безопасная разработка как игра в Dungeons & Dragons
- DOT Digital Agency: Новый облик Очёрского машиностроительного завода
- HackTheBox Labs (Starting Point) — Exploison