Рынок МФО на примере проекта Creditapp, или все, что вы хотели знать про микрофинансовые займы
Мы неоднократно писали про микрофинансовые стартапы (
раз
,
два
и тд), понятно, что эта тема горячая, проектов появляется много. Но сегодня хотелось бы осветить стартап, который так и не запустился, который был списан после детального анализа ситуации на рынке МФО.
Команда
IWLab
поделилась эксклюзивным
отчетом об онлайн рынке микрофинансовых организаций
на примере мобильного приложения Credit App:
Несколько слов о самом проекте:
В марте 2013 года, мы решили приступить к реализации проекта подназванием CreditApp.ru. В самом начале мы провели серьёзное исследование рынка, затем оценку спроса и выявили ключевые ценности клиентов. Следующими шагами стали просчет финансовой модели, оценка рисков и методов борьбы с ними. Далее мы создали прототип приложения, пообщались с нашими ранними пользователями и узнали про этот рынок всё, что можно было получить из открытых источников и экспертов в этой индустрии.
(хочу заметить, что под незапустившийся стартап
был сделан неплохой сайт
)
100+ страничный отчет — отличный пример того, как можно готовиться к запуску проектов.
В данной главе был произведен анализ рынка микрозаймов. Было выяснено, что среднегодовые темпы роста этого рынка прогнозируются в размере
54% в год
до 2017 года, что обусловлено такими факторами, как недостаток банковской инфраструктуры в некоторых регионах России и увеличение доверия к микрофинансовым организациям.
Средний (по рынку) процент займов на малые сроки составляет 730% годовых (давайте поговорим про финансовую грамотность населения?):
По структуре микрокредиты распределяются так: около
60% займов
предоставляется на развитие бизнеса,
40%
на потребительские нужды, из которых около
10%
(по другим источникам — 15%) составили “займы до зарплаты” (PDL). В денежном выражении объем рынка находится в пределах 5 -7 миллиардов рублей.PDL подразумевают сверхмалые суммы на сверхмалые сроки и являются самыми дороги-ми. Они рассчитаны на покрытие неотложных расходов заемщика. Процент по PDL начисляет-ся за каждый день пользования займом. Ставка варьируется от
0,5 до 2,5 % в день
. Таким образом, при средней ставке 2% получается 730% годовых.
Портрет типичного заемщика:
Для тех, кто хочет сделать свой стартап в этой тематике, вот краткий список (только онлайн!) российских конкурентов:
Страниц 50 в отчете посвящено анализу бизнес-модели и потенциальной аудитории сервиса.

формула бизнес-модели оО
После детального анализа рисков, было принято решение не запускать проект:
Основаниями для завершения проекта послужил целый ряд факторов, на первый взгляд, несущественных. Все их можно проследить в описании тех или иных этапов на протяжении данного отчета. Среди них:
- Выявленными целевыми потребителями оказались люди, по большей части не имеющие возможности вовремя вернуть долг. Чтобы сделать это и оплатить все проценты, они брали новый займ. Такой “порочный круг”, как правило, продолжался до полугода и более. И хотя именно такую аудиторию западные (и уже российские) МФО выделяют как самую прибыльную, по этическим причинам мы не захотели с ней работать
- Выявленный целевой потребитель абсолютно не соответствовал образу нашего идеального потребителя, что не давало возможности реализации нашего видения далее первой стадии
- Объем целевой аудитории оказался меньше, чем мы предполагали, ввиду отсутствия уданного контингента людей со смартфонами
- Наличие политических рисков — всегда весомый фактор для бизнеса. Ограничение процентной ставки государством могло бы существенно отразиться на прибылях
- Сравнительная сложность юридической схемы отношений с клиентами
В целом — довольно интересный разбор полетов и анализ индустрии МФО.
Наверняка пригодится всем тем, кто работает в этой области или хочет запустить что-то в этом роде. Напоминаем — отчет эксклюзивный и нигде больше не публиковался.
Читайте на здоровье.
Источник:Цукерберг Позвонит