Акселератору нужны хорошие стартапы больше, чем хорошему стартапу нужен акселератор
Отличная
колонка на PandoDaily про стартап-акселераторы и инкубаторы.
Для сихнронизации — немного про различия между акселераторами и инкубаторами. Одно из основных отличий: акселераторы требуют долю в проекте (до 10%), дают посевные инвестиции, предлагают короткие программы (3-6 месяцев). Инкубаторы — работают в более расслабленном формате, как правило предлагают бесплатный офис и могут не давать посевных денег.
Формальных определений нет, поэтому существует довольно много разногласий по этому поводу.
Журналистка Эрин Гриффит пишет:
За прошедшие несколько месяцев я опросила порядка 15 инвесторов, и ни один из них не высказался в защиту акселераторов. Очевидно, что тренд накачивания стартапов в акселераторах на самых ранних стадиях начал спадать.
Для VC эти программы служат определенным фильтром для компаний на сид стадиях. Если у компании есть бейдж участия в YC или Techstars, то инвесторы думают, что вложить в нее денег не так рискованно, как вложить в компанию «с улицы».
Проблема в том, что сейчас существует слишком много подобных программ. Инвесторам поднадоели бесконечные демо-дни, на которых стартапы пытаются поразить всех присутствующих очередной невероятной презентацией и десятизначными числами потенциального оборота. < … >
Многие говорят, что среди акселераторов имеет значение только элитный YC, но потом добавляют, что повышенный интерес к выпускникам Пола Грэма перегревает стартапы и они без труда привлекают деньги по завышенной оценке. И при всем своем элитном статусе, у YC есть только два очевидных джек-пота: Dropbox и AirBnb, которые вместе составляют больше чем 3/4 всего портфолио YCombinator. Это, на секунду, целых два суперуспешных проекта на 400 компаний в элитном инкубаторе. < … >
Во-первых, большинство акселераторов на самом деле ничем не помогают стартапам. Они и не вредят, но толку от них, как правило, немного. Даже на примере YC видно, что участие в программе не повышает шансы на успех. Самые худшие акселераторы гарантируют успех, тем самым привлекая неопытных стартаперов.
Тут становится понятна главная проблема: акселераторам нужны хорошие стартапы больше, чем хорошему стартапу нужен акселератор.
Для того, чтобы привлечь лучшие стартапы, акселераторы занимаются агрессивным маркетингом — им нужно продать свой бренд и преимущества своей программы. Чем больше акселераторов, тем больше конкуренция и тем больше запутываются стартапы. Решить, кому же отдать от 6 до 10 процентов компании в обмен на несколько месяцев услуг и крайне скромные деньги — непростая задача.
Услуги, как правило, включают в себя офисное место, скидки на всевозможные веб-сервисы для стартапов (heroku/dropbox/etc), доступ к менторам, консультации юристов и PR, упрощенный доступ к инвесторам. Большинство стартапов могут получить то же самое, если основательно исследуют рынок или засядут за имейл и напишут письма нескольким десяткам компетентных людей, имена которых на слуху. И все это — без передачи доли компании каким-то подозрительным организациям.
AirBnb стал ярдовой историей потому что Брайан Чески (СЕО) и его команда работали как проклятые. У них просто не было выбора — компания была на грани банкротства, когда фаундеры решили попробовать пройти в YC. Чески говорил, что самым ценным, что он вынес из YC был совет Пола Грэма «поддерживайте тесную связь со своими клиентами». Именно это и определило развитие AirBnb в самом начале. Но сейчас подобный совет можно получить от кого угодно, и для этого не обязательно идти в акселератор и отдавать 10% компании. < … >
Есть старая поговорка »Чем упорнее вы работаете, тем удачливее вы становитесь». Те стартапы, которые стали крутыми после выхода из акселераторов, скорее всего добились успеха и без них.
В России с акселераторами и инкубаторами на 90% беда. В большинстве случаев это какие-то маловразумительные программы с десятками или сотнями неизвестных фамилий в списке менторов, которые вкладывают в стартап несколько десятков тысяч долларов (при этом забирая сразу половину себе за свои же услуги; стартап-программа «отмывание»), предоставляют офис на окраине хорошо если Москвы и могут гарантировать только потерянное время, силы и деньги.
Наверняка есть и прекрасные, светлые акселераторы. Слышали про такие?
Источник:Цукерберг Позвонит