Саша Саночки и стартап Вторая Улица — сколько стоит стартап с 200 тысяч посетителей про женскую моду?
Недавно я получил письмо от девушки-стартапера, которая обратилась с необычным вопросом — что делать с уже сформировавщимся и работающим стартапом? Предлагаю вашему вниманию беседу с Сашей Саночки (псевдоним) — создателем сайта
SecondStreet.ru
.

Главная secondstreet
Саша Пеганов: Саша, привет. У тебя стартап Second Street — коллективный блог для женской аудитории про всякие интерьерные штуки и одежду. Какие у тебя сейчас показатели, зарабатываешь ли ты что-то на нем, вообще, расскажи в двух словах, как ты дошла до такой жизни?
Саша Саночки: Начиналось все как небольшой блог при
интернет-магазине молодежного «секонд-хенда»
. Блог служил этаким развлекательным моментом, чтобы люди на сайт возвращались. Это был первый интернет-секонд, какое-то время он приносил стабильные деньги, потом открылось много клонов, и все это вообще надоело — все эти коробки с вещами и т.д. Его удачно закрыли, остатки продали. На руках остался домен и 800 человек в день трафика, которые заходили ежедневно только из-за блога — его фишкой были советы и мастер-классы как можно быстро преобразить «секонд» одежду в новую и современую. Реально современную, не на уровне приложений к журналам «Работница» времен перестройки.
И вот этих людей было жалко просто так бросать — я продолжила писать для себя и для них этот блог, где-то примерно год еще писала как «копилку» идей для себя, его практически не комментировали и посещаемость не росла. А потом стала расти все больше и больше, раз в квартал утраивалась. Стали мне много идей присылать на почту — с просьбой показать. Среди них много и вписывалось в концепцию «быстрые идеи для креативных и молодых» — но все опубликовывать не успевала уже.
С января прошлого года блог переехал на платформу социальной сети — чтобы писать могли все. Сейчас там 5000 участников тех кто пишет и активно комментирует. Посещаемость в месяц в районе 200 000,в день — 10 000. Но мне совсем не хватает опыта и взгляда со стороны, чтобы понять как этот трафик монетизировать и что с ним делать, вообще. На данный момент там стоит контекстная реклама — ее даже слишком много, к сожалению. Но это временная мера. Но на ней получается относительно нормально зарабатывать — хватает на мощный сервер, хорошего админа, подарки и свою благотворительную программу (совместно с участниками сайта). Но не хватает даже на нормальную зарплату мне, например.
При этом я всё время в раздумьях, что с ним делать дальше и как монетизировать его. Продавать целиком — не вариат, не интересно. Идти под инвесторов и делать из него клон «LookAtMe» — тоже не совсем моя лига и интерес. Но и не делать ничего с этой толпой на сайте — тоже глупо. Причем хочется если не убрать, то сильно снизить долю контекстной рекламы на сайте — но так, чтобы не пришлось самой оплачивать сервер и все такое.
СП: При таком нормальном органическом трафике — у тебя наверняка были какие-то предложения от инвесторов?
СС: Нет, не было кого-то кто бы сказал: а давай я в тебя вложу что-то там и мы будем дальше делать то-то. Было два предложения о покупке: в первом случае целиком (4 300 000 предложили две недели назад) и второе — в прошлом году обсуждалось почти два месяца. в итоге отказалась. Я не успела никаких бумаг о неразглашении подписать, наверное, могу это озвучить…
Conde Nast запускал свою соцсеть и им нужны были туда т.н. «якоря» — топовые блогеры. На тот момент у меня было 30 000 читателей только, по — моему. Их предложение было такое: права на домен переходят им, с него будет стоять редирект на мой блог в их сети; я могу писать немодерируемо что хочу (на деле, думаю, были бы ограничения — у нас бывают очень острые вещи — и политизированные, и обнаженка, и вплоть до BDSM — блог реально для молодых и кретивных); подписывается контракт, по которому я не имею права использовать имя «Саша Саночки» вне их сайта, в том числе в интервью, и не имею права писать или делать мастер-классы на тв, журналах или других площадках в интернете. Я получаю трудовой контракт в Конде Наст с зарплатой в 50 000 рублей (на 7 лет) и возможностью работать удалённо + соцпакет+ годовой бонус+опцион или долю от рекламы, размещаемой с помощью рекламного отдела Конде Наста на своей страничке в их соцсети…
СП: Полтос на 7 лет — заманчивое предложение. Ты писала, что у тебя сейчас главная проблема — монетизировать ресурс, чтобы получить денег а) для развития б) для себя и в) — для команды (мое предположение). Сколько над сайтом работает фул-тайм людей, кроме тебя?
СС: Нисколько. Я веду его одна. У меня есть очень хороший админ, но его задача — разовые работы, решение о необходимости которых принимаю я одна. Остальные пользователи пишут просто потому, что им нравится идея. Вот на новый год я им сейчас раздала подарки — это первая материальная выгода, которую они получили. На будущее — думаю, я бы хотела иметь возможность премировать лучших по итогам месяца денежно на что с головой хватит 50 000, к примеру.
СП: Ты еще говорила, что читала
наш пост про варианты монетизации стартапа
и ничего для себя там не нашла. Но вот, если порассуждать.
У тебя есть умеренно платежеспособная женская аудитория. Почему тебе не нравится вариант не спеша наращивать оборот за счет, например, affiliate ссылок на магазины, которые торгуют релевантным товаром, взять какого-то человека, который бы активно продавал спецпроекты, какие-то обзоры или просто рекламу на сайте магазинам каким-то женским? Как вариант. Потому что реклама, которую ты продаешь сама — она денег приносит на порядок больше, чем все эти контекстные костыли.
СС: Я обкатывала это немного — на магазине футболок и еще на чём-то подобном — отдачи было мало. У сайта сложная тематика: и не совсем рукоделие, и не чисто мода. К тому же аудитория очень специфичная — все рукастые, им проще это самим сшить и сделать, чем купить. И четвертое но — аудитория очень сильно расширена географически, это не только москвичи или россияне. К примеру, у нас встроена в дизайн кнопка «перевести» для западных блогеров, потому что тема кастомайзинга — популярна скорее там, наши ее только узнают. Только ей пользуется 30 000 из этих 200 000 ежемесячных уников.
Это скорее должен быть магазин чего -то необходимого всем этим людям на сайте, возможно. Но связываться с коробками товара и отправкой почтой опять — жутко не хочется, после секонд-хенда. Было бы интересно реально попробовать тему со спецпроектами, но я пока не видела этого вот на такой основе: ты ищи нам рекламодателей, найдешь — получи хороший процент. Точнее, было человека 4 желающих, кто получал мое согласие — но не один из них никого не привел.

Fab.com — бывшая соцсеть для геев
СП: Наверное заниматься логистикой в России — не самая приятная штука, согласен. С другой стороны — есть такой западный стартап, ты наверняка в курсе —
fab.com
, который сначала тоже был такой себе соцсетью, только не для женщин, а для геев. Потом они сделали резкий пивот и превратились во вполне ярдовую историю — е-коммерс сайт про всякие дизайн-штуки. Ты вообще как видишь дальнейшее развитие — хочешь продать и выйти, или найти команду и развивать проект?
СС: Вот не поверишь. Я год стремилась к последнему. Вставала в 5 утра, чтобы до работы сделать все по сайту, дома в 20:00 опять за сайт садилась чтобы до 1 ночи поработать. Прошла 4 серьезных курса обучающих, на книги о стартапах и интернет маркетинге потратила только в Боффо 40 000 рублей. Год этим жила, на всё забила. А сейчас вдруг поняла что делать из сайта второе Лукатми — мне не интересно. На деле мне за глаза хватит (и моим пользователеям) если сайт будет приносить всего 200 000 рублей в месяц. Что, общем, не так уж трудно - с нашим ростом даже если им по прежнему буду заниматься я одна, эта планка будет уже через два года только с контекстом взята. Но я, как и говорила, не люблю его очень.
СП: Кстати, как у вас с конкурентами? Мне кажется, что про женский хендмейд и такое прочее только в России есть миллиард сайтов?
СС: Есть. Но они пишут про хендмейд и рукоделие. А мы — о креативной моде и кастомайзинге. За последний год, на волне популярности Второй улицы, много кто пытался такое же начать — но затих. Мы — не о хендмейде, не о рукоделии. Иначе 200 000 имели бы в день сейчас, а не в месяц.
СП: Ну то есть из твоего предыдущего ответа я понял, что тебя лично развитие проекта уже немного утомило (у тебя есть основная работа? а кем, если не секрет?) и ты вполне готова продать проект заинтересованным лицам?
СС: Нет, понял неправильно. Я провела в декабре серию встреч по продаже сайта, чтобы понять для себя, как именно рассчитывать правильно его стоимость — ну и понять сколько он стоит. Меня не утомило его развитие, им вообще не занималась пока. Дело в другом — я просто не имею времени на это самое развитие. У меня есть два часа утром на сайт, и три-вечером перед сном (потому что есть еще работа и ребенок). Этого времени хватает только на новые посты. Даже по выходным скорее всего думаю об основной работе — даже отпуска уже года три не было.
Я интернет-маркетолог на мини-фабрике стартапов, ты о ней не знаешь. Мы пробуем запускать разные проекты — не пошел — быстро сворачиваем и начинаем другой. Поэтому я тебе и написала — я понимаю, как ОБЫЧНО монетизируются разные сайты. Но ни один из классических вариантов в моем случае не сработает, нужно нечто неожиданное. Если придумаю что — можно будет подумать о том, чтобы нанять кого-то еще (потому что на этой работе и зарплата хорошая, и бонусы), или о том, чтобы уйти с работы и 100% сил, а не 5%, отдавать на этот, неожиданно выросший, проект.
СП: Инвесторы любят фаундуров, которые на 100% сфокусированы на своем проекте. Не думала насчет того, чтобы уйти с работы и посвятить 100% времени проекту — а там, от безысходности, и бизнес-модель придумается, и в материальном плане, скорее всего, выгорит. Если и не выгорит — полученный опыт окупит себя наверняка.
СС: Думала. Но мне очень повезло с этой работой — поэтому я пока не решилась на это. Почти решилась — а тут подняли зарплату, дали годовой бонус, предложили оплатить подобие MBA по стартапам — на мой выбор. Жаба, знаешь ли.
И у нас там очень интересная команда. Мне не хочется их оставлять — хочется знать чем все наши планы кончатся и участвовать в этом.
СП: Сейчас в России бум е-коммерса, особенно в отношении одежды и пр. — все эти Ламоды, ТрендсБрендс и прочее. Разве они не выглядят логичными партнерами? Ты смотрела в эту сторону?
СС: У нас там есть баннер Хохловки сейчас — по нему не очень хорошая кликабельность. Потом, ты не понял о чем сайт. Мы пишем о том, как сделать своими руками крутые вещи. К примеру, повторить за 20 минут платье Марджелы из последней коллекции, или очки — с подробным мастер-классом. Эти люди не покупают готовую одежду, они ее умеют круто делать сами
СП: Я понял о чем сайт, я просто смотрю на то, где явно есть деньги. Пивот для стартапа — логичное и часто необходимое решение. Конечно, если вы резко начнете писать про модную одежду, это отпугнет часть аудитории, но част останется, придет новая. Но не суть.
СС: У нас 50% тем — это как раз мода. Но мода для креативных и молодых. Разбавим это сильно обычной модной шелухой — убьем самобытность сайта — а ведь именно это и привлекает на него столько людей безо всякой рекламы.
СП: Логично. Спасибо за уделенное время. Думаю что что-то придумается.

Ставь хаски если думаешь что у нее все получится
Что скажут эксперты? Нормально ли продавать сайт с посещаемостью 200К за 4.5 млн рублей? Или устраиваться по контракту в Конде Наст на 7 лет с зарплатой в 50.000?
Думаю, что у стартапа должны быть другие варианты развития.
Источник:Цукерберг Позвонит