Тест Хуюринга
В воскресенье, 8 июня, в сети появилась новость о том, что российская компьютерная программа впервые в истории прошла тест Тьюринга, то есть смогла убедить треть жюри в том, что они общаются с реальным человеком.
Я быстренько пробежался по ссылкам и пошутил в Facebook, что рабочий заголовок к новости будет: «Английские ученые™ отупели настолько, что программа из Сколково развела их в тесте Тьюринга!».
В понедельник, 9 июня, российские СМИ дружно рассказывали о прорыве российских программистов (хотя оказалось, что один из разработчиков — бывший россиянин, работающий теперь в США, а второй — вообще украинец), слаженно писали о научном прорыве и о том, что если программа обманула ученых, то простых граждан в интернете она и подавно сможет обмануть. Что кибер-преступники всего мира возьмут на вооружение искусственный интеллект для атак с использованием социальной инженерии (хотя они давно так делают).
Несколькими днями позже стали появляться первые опровержения, объясняющие, что прорыв — не такой уж прорыв. И, наконец, «Женя Густман» (имя программы) был назван отражением российского информационного пространства в области науки и техники.
На Roem.ru эта новость освещения до сегодняшнего дня не получила. У каждого из редакторов могут быть разные причины, но я хочу пояснить свои:
Пресса и обозреватели уже продолжительное время пугают читателей тем, как корпорации, такие как Google, соберут все наши данные, а интеллектуальные программы смогут из этих данных извлечь такую информацию, о которой мы даже сами не подозреваем. Программы смогут на основании этих данных принимать решения и влиять на повседневную жизнь. Например:
[М]ашины уже сейчас могут анализировать уровень водительского мастерства и особенности вождения владельца. Если человек водит хорошо, он может рассчитывать на бОльшую страховку, чем плохой водитель.И вот, некая программа прошла «легендарный тест» (iconic test) Тьюринга, который постоянно упоминается во многих страшилках про искусственный интеллект и в около-научной прессе как критерий разумности машин. Казалось бы, эпохальное событие и Терминатор (первый) уже дышит человечеству в затылок.
Но смущало несколько факторов. Во-первых, я помню, как 15-20 лет назад на BBS уже были чатботы (vsysops), которые вполне проходили за человека в течение первых двух-трех фраз. Во-вторых, сама программа «Женя Густман» далеко не новая, про неё уже много раз писали, и я этого чувака со скриншота уже в лицо знаю.
И, в третьих, переключимся на бытовой уровень, оглянемся вокруг и посмотрим, да хоть на Google Android.
В настройках смартфона на Android я честно указал адрес постоянного проживания. Этот адрес используется в «интеллектуальной» системе Google Now для различных подсказок на базе геолокации. Я довольно много времени провожу дома, но внутри монолитной железобетонной коробки GPS не ловит, поэтому телефон определяет свое местоположение по Wi-Fi и сотовой сети, с относительно большой погрешностью. Из-за погрешности и неточности привязки карт к реальной местности, телефон постоянно считает, что я бегаю вокруг дома, а не сижу на попе ровно перед монитором. Даже считает, сколько я пробежал. И никакой «интеллект» Google Now с этим справиться не помогает.
Кроме того, в Android есть голосовое управление. И если я говорю «Окей Гугл, Позвонить Юра», то высокоинтеллектуальный телефон, обнаружив в телефонной книге несколько Юр с несколькими телефонами у каждого, не уточняет человеческим голосом, будем ли звонить Юре Синодову или какому-то другому. А вываливает на экран список контактов и чего-то ждет, немного разрушая миф о виртуальном помощнике.
Да о чем говорить, голосовой ввод Google не умеет, например, работать с двумя языками одновременно, хотя уже неплохо распознает их по-отдельности.
Такое ограниченное поведение смартфона легко объяснимо: компьютерные программы — это, упрощенно, наборы инструкций «еслиВ ()В то:». Чем больше инструкций программисты ручками забили в программу, тем больше она умеет. Никакого искусственного интеллекта, в киношном или философском смысле, не существует.
Бывают, конечно, сложные системы. Я где-то видел забавную инфографику (которую не могу теперь найти высокоинтеллектуальным поиском по вебу), согласно которой программы, управляющие self-driving автомобилями, по количеству условий сравнимы с мозгом крысы. И если это хоть сколько-нибудь правда, пусть и с натяжками, то это само по себе — огромное достижение.
Однако есть большие сомнения, что если поймать крысу и затем катать её на автомобиле, то грызун сможет сделать выводы относительно водительского мастерства шофера (мы же ждем, что программы смогут на базе нескольких сенсоров в автомобиле оценивать мастерство водителя и влиять на цену страховки). Потому что это довольно нетривиальная задача даже для асессора-человека.
Поэтому у новости о «Жене Густмане» было два глобальных сценария развития:
не признавать эксперимент и продолжать ориентироваться на тест Тьюринга в вакууме, как не пройденный;
признать, что сам тест Тьюринга тестирует неизвестно что, его условия расплывчаты, а результаты достаточно бессмысленны.
В любом случае, никаких терминаторов на горизонте не видно и SkyNet не восстал. Вместе с тем, программа «Женя Густман» может быть выдающейся и заслуживающей внимания, но нужна совсем не журналистская компетенция, чтобы её оценить. Да и громкую новость из этого не сделаешь.
Источник: Roem.ru
💬 Комментарии
В связи с новыми требованиями законодательства РФ (ФЗ-152, ФЗ «О рекламе») и ужесточением контроля со стороны РКН, мы отключили систему комментариев на сайте.
🔒 Важно Теперь мы не собираем и не храним ваши персональные данные — даже если очень захотим.
💡 Хотите обсудить материал?
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу:
https://t.me/blogssmartzНажмите кнопку ниже — и вы сразу попадёте в чат с комментариями