Сети свободы: 5 фактов об альтернативном интернете

Смотрите пост в полноценной красивой верстке
В 1969 году Пентагон запустил сеть Arpanet, которая стала первым прототипом современного интернета, её протокол передачи данных используется и сегодня. Тогда Министерство обороны считало, что на случай войны в Америке необходима система безопасной передачи информации. Поскольку в случае уничтожения одной из её частей механизм должен был остаться рабочим, сеть была децентрализованной и данные хранились в разных местах.
Дальнейшее развитие интернета (например, создание DNS) нарушило принципы децентрализации. Информация о пользователе стала сосредотачиваться на серверах, принадлежащих гигантам — Google, Facebook, Yandex и так далее. С тех пор энтузиасты предпринимали попытки вернуться к децентрализации, которая помогла бы избежать давления государств и цензуры в Сети. Некоторые даже предсказывают гибель Аmazon, Paypal, Google, Facebook из-за появления конкурентов, которые обеспечат большую защиту и анонимность.
Недавно стало известно о шотландских программистах, создавших сеть Safe (Secure Access For Everyone) на базе собственной валюты safecoin и технологий компании MaidSafe. По плану создателей она позволит создавать новые приложения и сервисы в защищённом пространстве.
H&F собрал пять фактов об альтернативном интернете.
«Убийца» Facebook мёртв
Первым популярным явлением на пути к децентрализации стала социальная сеть Diaspora, созданная выходцем из России Ильёй Житомирским как альтернатива Facebook. Вскоре после запуска системы Илья совершил самоубийство, что сильно сказалось на развитии проекта. В марте 2014-го количество аккаунтов перешагнуло отметку 1 млн. Другие проекты — Frendica, Movim, BiCloud или Tent — создавались на добровольные пожертвования и не могли привлечь аудиторию своих конкурентов. Предпринимались попытки создать полноценные системы на базе open source (вроде Meshnet), но они не получали популярность и, в отличие от Safe, тоже создавались на деньги пользователей.
Новая экономика начинается с Airbnb
Толчком к развитию децентрализации стали проекты, в основе которых лежит модель прямого взаимодействия пользователей друг с другом. Так, Airbnb позволяет бронировать гостиницы напрямую и продвигает принцип sharing economy. Сервисы Uber и Lyft дают возможность зарабатывать отдельным людям и берут процент за предоставление площадки. Эти проекты обретают всё большую популярность, отстраняя промежуточное звено.
Safe не принадлежит никому
Всё началось с вопроса, которым задались Дэвид Ирвин (CEO) и Ник Ламберт (COO): «Что, если интернет станет свободным от хакеров и слежки спецслужб, но в нём по-прежнему останется возможность создавать отличные проекты и делиться информацией?» Они разрабатывали сеть восемь лет, получив $5 млн от независимых инвесторов.
«Мне кажется, что коррупция, алчность, эго и владение — опасные проблемы, которые приводят к смерти, голоду и жестокому обращению с людьми», — говорил Дэвид в одном из интервью. По словам основателей, Safe не может принадлежать конкретным людям, потому что они против собственности. Они называют систему «достоянием народа», но отмечают, что для обеспечения её постоянной работы им придётся брать деньги с пользователей.
Система собирает файлы по кусочкам
Когда человек присоединяется к сети Safe, он соглашается передавать часть своего пространства на диске другим. Это пространство называется вольт (vault). Схема действует по модели работы торрентов. У человека могут быть разные девайсы для соединения, и в каждом он может хранить какой-то объём данных.
Вот какой пример приводят сами разработчики: «Боб присоединяет свой компьютер и представляет 350 Мб, ещё телефон, на котором отдаёт 100 Мб. В общей сложности он поделился 450 Бб, значит, у него есть возможность получить столько же на других устройствах». Cами пользователи обеспечивают инфраструктуру cети, таким образом избавляясь от централизованных серверов.
Анонимность и защиту данных обеспечивает то, что файл не сохраняется где-то полностью. Он делится на кусочки, каждому из которых Safe обеспечивает защиту, и они разлетаются по устройствам разных пользователей. Когда человек хочет открыть файл, система собирает его в единый и расшифровывает для него. Данные пользователя шифруются так, что их не может распознать сама сеть. Это гарантирует невозможность передачи данных третьей стороне (например, спецслужбам).
Виртуальные деньги продали за пять часов
Внутри системы можно разрабатывать приложения и сервисы, покупать продукты и услуги, но только за криптовалюту. В первые пять часов после открытия торгов основатели MaidSafe продали сейфкоины на $6 млн, что составило 10% от общего количества монет. Оставшиеся 90% будут доступны в бета-тестировании осенью 2014-го. По словам создателей, они рассчитывали продать первую часть за 30 дней и не ожидали такого интереса.
Проблема, которая вставала перед предыдущими разработчиками подобных систем, — это отсутствие финансирования. Разработчики Face заявляют, что будут брать 1% от выручки каждого созданного приложения, потому что «великие продукты не могут существовать без великих идей и инвестиций».
Фотография на обложке: Shutterstock
Читать на эту тему:
Нашествие биткойнов: 5 cервисов для работы с новой валютой
Гони биткойн: Какие страны выступают против цифровой валюты
Воры, китайские домохозяйки, ФБР: Как на самом деле устроен рынок биткоинов
Источник: HOPES AND FEAR