Деофшоризация: Как скажется новая политика Минфина на бизнесе

Смотрите пост в полноценной красивой верстке
Российские власти подготовили план по деофшоризации экономики. Он условно делится на два этапа. Первый этап завершится до июня этого года, к этому моменту должен быть решён вопрос о национальном реестре бенефициарных собственников компаний и о режиме доступа к нему госорганов. Возможно, тогда же всех российских налоговых резидентов обяжут полностью указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированные организации.
Второй этап завершится к декабрю 2014 года. Тогда должна быть сформирована концепция по противодействию отмывания доходов до 2020 года и решён вопрос иностранных организаций, работающих в России. Их могут обязать раскрывать структуру собственности и владельцев по российским стандартам.
Параллельно с этим Министерство финансов обнародовало законопроект о прибыли контролируемых иностранных компаний. Согласно документу, граждане или компании, владеющие хотя бы 1% капитала иностранной фирмы в низконалоговой юрисдикции, должны сообщать об этом в налоговые органы. Если речь идёт о более, чем 10-процентной доле и наличии у такой компании нераспределённой прибыли, налоги с неё необходимо будет платить в России.
При этом власти обсуждают налоговую амнистию для капиталов, возвращённых на родину.
Hopes & Fears расспросил эксперта по налоговому законодательству Вадима Зарипова о том, чего бизнесу ждать в итоге и как к этому готовиться.
Вадим ЗАРИПОВ
Руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»
Чем грозят новые правила?
Планируемые государством меры не дадут серьёзной прибавки в бюджет, но заставят некоторых пересмотреть способы владения активами, а вероятно, и место жительства (если в качестве критерия резидентства для физических лиц сохранится количество дней пребывания на территории страны, а не центр жизненных интересов). На фоне возможных экономических санкций по отношению к России такие меры могут привести к уходу части компаний ещё глубже в офшоры.
Наиболее ощутимым для бизнеса может стать внедрение правил определения налогового резидентства организаций и налогообложения контролируемых иностранных компаний — законопроект на эту тему подготовил и опубликовал на своем сайте Минфин.
В условиях разгула коррупции новые нормы приведут лишь к избирательному применению и давлению на неугодных
Вряд ли малый бизнес попадёт в поле зрения налоговых и других государственных органов. Для получения доказательств необходимо будет приложить большие усилия, то есть провести целое расследование.
Нет сомнений, что меры будут приняты, вопрос лишь в том, какими они будут в итоге и когда начнут реализовываться. Хотя сроки жёсткие, я сомневаюсь, что Государственная Дума до конца весенней сессии успеет рассмотреть и принять все необходимые законопроекты.
Что делать?
Пока идёт лишь обсуждение, вряд ли стоит делать резкие движения и менять существующие структуры. Законопроект Минфина сейчас проходит публичное обсуждение и перед внесением в Госдуму будет доработан. Думаю, что депутаты его значительно перепишут, как это было, например, с законом о трансфертном ценообразовании. Скорее всего, в законе будет предусмотрен переходный период, всерьёз обсуждается и финансовая амнистия для «возвращенцев». Сейчас лучше всего посредством бизнес-ассоциаций влиять на позицию государства в этом вопросе, вплоть до формулировок, так как на практике многое будет зависеть, как всегда, от «мелочей» в законе.
Что будет с иностранными инвесторами?
Меры по репатриации бизнеса адресованы не иностранному, а российскому капиталу. Кроме того, речь идёт главным образом о возврате налоговой базы, а не самих компаний. Поэтому сами по себе эти меры не должны создавать препятствий для работы в России иностранным компаниям.
Однако в предлагаемых сегодня различными госорганами инициативах заложен риск серьёзного ухудшения бизнес-климата для всех компаний, работающих в России. Кроме того, если законопроект Минфина не будет значительно переработан, то наша страна действительно рискует проиграть в международной борьбе за иностранного инвестора.
Кто от этого выиграет?
Политика по деофшоризации проводится многими странами. Например, США и Германия довольно серьезно продвинулись в давлении на офшоры и получили некоторые результаты. G8 и G20 недавно приняли план борьбы с вымыванием налоговой базы посредством офшоров. Но всё же заметных успехов ведущие экономики мира не добились, поскольку офшорные юрисдикции обладают государственным суверенитетом и в условиях глобализации могут предлагать свои «услуги» без ограничений. Кроме того, основная трудность в реализации принимаемых мер – это получении информации. Здесь Россия, как и другие страны, встретится со скрытым, но отчаянным сопротивлением офшорных зон, поэтому КПД антиофшорных мер в целом будет невысок.
Для возврата контроля над бизнесом в Россию недостаточно угроз и даже пряников недостаточно — на это могут «купиться» 10–20%, не больше. Нужны институциональные изменения, такие как создание независимой судебной системы, эффективная защита собственности, развитое корпоративное право. В этом случае могло бы вернуться до 80% бизнеса, так как в целом российская правовая и налоговая системы вполне конкурентоспособны. Но поскольку институты не развиваются, а наоборот, деградируют, у меня есть опасения, что в условиях разгула коррупции новые нормы приведут лишь к избирательному применению и давлению на неугодных.
Фотография на обложке: ShutterStock
Читать на эту тему:
Путин хочет вывести российский бизнес из офшоров
За год из России в офшоры вывели $321 млрд
Раскрыты данные о владельцах 100 000 офшорных счетов
Налог на имущество: Кому придётся платить больше
Источник: HOPES AND FEAR