Кризис в головах: Руководители рекламных агентств о будущем рынка

Смотрите пост в полноценной красивой верстке
Кризис возникает не внезапно на финансовых рынках, а в головах людей. Сказать, что страна сегодня погрязла в экономическом кризисе, что связано с обвалом экономики, нельзя. Большинство компаний находятся на низком старте для внедрения антикризисных мер с целью сохранения стабильности бизнеса, и, поверьте мне, большинство маркетинговых планов уже имеют следы «антикризисных» программ. Например, у многих намечена заморозка бюджетов на рекламную деятельность во второй половине 2014-го.
Но это не обвал потребительских и финансовых рынков. Есть снижение потребительской активности, и есть кризисные ожидания топ-менеджеров. Сегодня всё делается, чтобы минимизировать последствия рецессии для бизнеса.
Мы чувствуем рецессию в связи с тем, что рекламный бизнес есть производная от любой производственной деятельности. Если есть спад потребления, то и динамика инвестиций в рекламу снижается — происходит перераспределение бюджетов в пользу каналов, которые имеют большую конверсию в последующую продажу товаров, расходы на имиджевые проекты снижаются.
Общая эйфория вокруг Сочи позволила отвлечься принимающим решения лицам и обычным потребителям
от негативных настроений
Несмотря на это, первый квартал в 2014 году, наверное, был самым интересным за долгие годы моей деятельности в рекламном бизнесе. Сокращения потребительского спроса на долгосрочные товары не наблюдалось, рекламные инвестиции только продолжали расти (по сравнению с прошлым годом компания показала рост на более чем 40%).
Общая эйфория вокруг Сочи позволила отвлечься принимающим решения лицам и обычным потребителям от негативных настроений. Те, кто отвлечься не смог, направили все свои сбережения (кто-то копил на квартиру, кто-то — на автомобиль, кто-то — на отдых) на покупку товаров длительного пользования, в связи с чем у автодилеров, а также в электробытовом ритейле отмечались очереди.
При этом ослабление рубля затронуло практически все производственные отрасли — от FMCG до долгосрочных товаров. Финальный прогноз по рекламному рынку 2014/2015 можно будет дать ближе к сентябрю. Все мы помним, что для России август — наиболее знаковый месяц с точки зрения внутриполитических и внутриэкономических изменений.
Если смотреть на начало 2014 года, то ситуация в рекламной индустрии практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Можно сказать, что уровень рекламной активности клиентов остаётся на прежнем уровне: он не растёт, но пока и не уменьшается.
Мы пока кризиса не почувствовали, но видим, что по сравнению с предыдущими годами рост рекламного рынка замедлился. В то время как в ТВ и digital ожидается примерно 10-процентный рост, остальные медиа находятся в стагнации. В кризис замедление роста ВВП провоцирует замедление потребительской активности.
Доля больших FMCG-рекламодателей растёт, потребление товаров длительного пользования уменьшается, так что эти производители будут сокращать бюджеты. По опыту предыдущих кризисов можно сказать, что выживают медиа, которые являются эффективными с точки зрения возрата инвестиций: телеканалы, топовые радиостанции и печатные издания, наиболее востребованный инвентарь в наружной рекламе и интернет-ресурсы. Доля сильных медиаигроков становится больше, слабых — меньше, или они вовсе исчезают. Компании чаще обращаются к каналам, которые нацелены не на имидж, а могут дёшево и эффективно продавать товары.
Сейчас мы кризис ощущаем только на одном проекте. Что будет дальше, не знаю, но есть ощущение, что глобально это скажется только на больших сетевых агентствах и компаниях, которые работают много с западными подрядчиками. Мы сотрудничаем с таиландской студией ретуши, сумма в контракте с ними прописана в долларах, а с клиентом — в рублях, поэтому, конечно, теряем сейчас деньги на падении рубля.
Но глобально ничего не изменилось. У меня ощущение, что это больше раздутый кризис, чем реальный, он явно искусственно создаётся извне и проявляется только во взаимоотношениях с западными компаниями. Причём это не касается компаний, у которых есть здесь свои представительства.
Обычно в кризисы происходит перераспределение клиентов — думаю, мы только выиграем от кризиса,
если он действительно случится
На наши планы он никак не влияет, но нам проще: мы всегда стараемся работать с небольшим количеством крупных клиентов. Ни от одного из них мы пока не слышали ни про уменьшение бюджетов, ни про замораживание проектов. Но даже если случится что-то серьёзное, уверен, у нас проблем больших не возникнет. Обычно в кризисы происходит перераспределение клиентов. Часто крупные компании, сокращая бюджеты, перестают работать с большими агентствами и начинают обращаться к небольшим бутиковым, потому что суммарные затраты ниже, а уровень услуг и креатива — такой же, а порой и выше. Так что, думаю, мы только выиграем от кризиса, если он действительно случится.
Рекламной индустрии к кризисам не привыкать. Особенно тем компаниям, которые работают с табачными или алкогольными брендами. Кризис закаляет и учит делать не эффектные, но эффективные проекты, где каждый потребитель на вес золота. Внутри агентства мы понимаем, что грядёт финансовая нестабильность. Ряд наших клиентов уже оптимизировал бюджеты. Причём не в пользу диджитал-маркетинга. Прогноз в целом утешительный: да, в кризис будет меньше креативных проектов с использованием нестандартных подходов от phygital до трансмедиа, но никто не отменял ту же эффективность. Нам, агентствам, нужно понять, как мы можем достичь целей и решить задачи клиента в ещё более жесткой конкуренции с другими каналами коммуникации. Борьба за маркетинговый бюджет обещает быть нешуточной, и выживут в ней сильнейшие.
Любой кризис — отличное время входить на рынок. Конкуренты ослаблены. Клиенты ищут новых решений. Ломают привычный ход бизнеса. В таких ситуациях cash is the king (главное — наличные. — Прим. H&F). Мы готовились, откладывали кэш, чтобы в момент кризиса инвестировать в свою инфраструктуру, чтобы существующие клиенты не почувствовали кризис в работе с нами, — деньги и ресурсы помогут нам поглощать конкурентов и захватывать новые ниши.
Мои клиенты стали сообщать, что видят падение покупательской способности населения. То есть уже сейчас люди стали меньше потреблять. Например, слышал, что в Unilever снимают бюджеты на неприоритетные бренды. Это значит, что все начинают чувствовать проблему.
Появились тендеры, которые потом отменяются. Это мы уже проходили в 2008 году. Сначала его устраивают, а потом оказывается, что проекта нет, или просто не дают ничего делать. Так получается, когда сотрудники крупных компаний пытаются занять себя чем-то, чтобы их не уволили. Нужно сделать пару тендеров, чтобы показать, что все работают. Бюджетов при этом нет. Изменилось и содержание сообщений в брифах — теперь там одни «продажи». Раньше цель была и продать, и сделать что-нибудь имиджевое, сейчас это даже не рассматривается.
Фотография на обложке:
Shutterstock
Читать на эту тему:
![]() |
|
![]() | ![]() | ![]() |
]]>
Источник:HOPES AND FEAR