Продать, но остаться: Что будет с Viber и его основателями после сделки с Rakuten

Смотрите пост в полноценной красивой верстке
На прошлой неделе японская компания Rakuten приобрела 100% акций популярного белорусско-израильского мессенджера Viber. Спустя три года после основания фаундеры Viber Media продали свой проект за $900 млн.
В пресс-релизе Rakuten приводятся слова основателя и CEO Rakuten Хироши Микитани о том, что Viber обладает потенциалом в качестве платформы для вовлечения пользователей в сервисы Rakuten, а также платформы для компьютерных игр. В Viber на сегодняшний день зарегистрировано почти 300 млн пользователей.
H&F поговорил о будущем Viber с сооснователем компании Игорем Магазинником, который старается держать подробности сделки в секрете, а также с несколькими экспертами.
Игорь МАГАЗИННИК
Совладелец Viber
Весь менеджмент и все сотрудники остаются. Разработчики
останутся
в Белоруссии, и там их даже прибавится. Сейчас в компании работает более 170 человек.
Мы постоянно развиваем наш продукт. Основатель и CEO Rakuten Хироши Микитани уже заявил, что хочет видеть наше приложение как платформу для различного контента и игровых решений, — это сопоставимо с нашим видением Viber. Мы и так собирались двигаться в эту сторону. Думаю, это правильное направление — превращение подобных продуктов в полноценные коммуникационные платформы. Viber приобретёт более интересные стороны и перестанет быть инструментом исключительно для отправления сообщений и звонков.
Вероятность продать свой проект есть у каждого — мы же изначально хотели создать настоящую большую компанию. Думаю, наше сотрудничество с Rakuten позволит нам поднять компанию на качественно новый уровень.
Николай ДАВЫДОВ
Директор фонда iTech Capital
В отличие от инвестиционных сделок, сделки по слиянию и поглощению имеют сложную структуру, которая остается за кадром пресс-релизов и становится известна намного позднее, из отчётности компании и аналитиков. Всегда интересно читать красивые истории успеха: ребята сделали компанию и продали ее за $900 млн. Все сразу рисуют себе картинку, что пара фаундеров получила по $450 млн, купила себе яхту, уехала в Мексику и играет на гитаре до заката. На самом деле это просто часть пути. Часто такие истории подразумевают, что фаундеру придётся работать в ещё более плотном режиме в течение нескольких лет, развивать свою компанию и одновременно помогать сращивать её с более крупным бизнесом на всех уровнях.
То, что фаундеры остаются в компании, — это, скорее всего, условие контракта. Когда большие компании покупают проекты полностью, они не знают до конца, что они получают — как это работает и как это дальше продвигать. Большой риск купить компанию, которая не будет дальше развиваться и расти.
Как у части крупной корпорации, у Viber теперь появится возможность привлекать лучшие кадры, большие бюджеты, использовать самые интересные решения. Это даёт драйв – ты чувствуешь себя частью большого целого
Именно поэтому в сделках такого типа часто есть мотивационная составляющая. Например, во время покупки Instagram компанией Facebook фаундеры фотосервиса получили ощутимую часть компенсации за свою компанию в виде акций социальной сети. Это распространённая ситуация.
Структура сделки с основателями Viber пока не полностью раскрыта, поэтому мы не можем пока делать никаких выводов. Например, есть такой способ покупки компании, как earn-out, когда выплаты компании дробятся на кусочки по несколько лет, а фаундерам ставятся KPI, которые их компания должна достигать. Обычно для пресс-релизов берётся цифра по верхней планке: если фаундер сделает всё, чего от него хотят, его компенсация будет составлять $900 млн.
Как у части крупной корпорации, у Viber теперь появится возможность привлекать лучшие кадры, большие бюджеты, использовать самые интересные решения. Это даёт драйв — ты чувствуешь себя частью большого целого.
Константин СИНЮШИН
CEO и сооснователь Untitled Venture Company
Основатели Viber, может быть, с удовольствием бы и не остались в проданном проекте, но ни один покупатель не купит компанию, из которой в момент сделки уходит основатель, — ему нужно время, чтобы разобраться, что с ней делать.
Каждый сам принимает решение, продавать свой проект или нет, но можно предположить, почему фаундеры Viber решили пойти на этот шаг именно сейчас. По мере развития технологий, количество проектов,
работающих в сфере мессенджинга
, будет только увеличиваться. В условиях плохой монетизации темпы роста будут постепенно замедляться. На их месте я бы тоже продал такой проект именно сейчас, потому что сумма вполне достойная, а что будет дальше, неизвестно. Для того чтобы долго играть на мировом рынке, необходимо гораздо больше ресурсов, чем могла бы привлечь компания Viber самостоятельно.
Читать на эту тему:
![]() |
|
![]() |
|
![]() | ![]() | ![]() |
]]>
Источник:HOPES AND FEAR