Как успешно запустить стартап в России и облажаться с ВКонтакте. Опыт иностранца
Самое веселое – это читать отзывы иностранцев о том, как, привлеченные всем хайпом вокруг Сколково и инноваций, они пытаются запустить в России собственный проект. Редакция «Цукерберг Позвонит» откопала очередной кейс: год подготовки, бессонных ночей, тонна имейлов и баг-трекинга – и впечатления автора проекта
Zdrav Sila
оформились в длинный пост, который стоит прочесть.
В особенности советуем тем, кто думает, что Россия родина балалаек и медведей слишком непроста для запуска проектов с местными кадрами, и команду якобы надо брать из-за границы, если вы – иностранец.
1. Найдите подходящего разработчика
Самый важный шаг – найти правильного человека, с которым вы будете работать. Особенно, если вы сами немного разбираетесь в кодинге и в том, как разрабатывать сайты для разных движков. В теории найти подходящего девелопера – пара пустяков, но в реальности всё обстоит несколько иначе.
Если вы ищите программиста в России, ОБЯЗАТЕЛЬНО спрашивайте рекомендации. Более того: если вы в России ищете врача (неважно – дантиста, гинеколога или уролога, но уролога в особенности), тоже спрашивайте рекомендации у друзей и знакомых. В России так сложилось, что число мошенников и дилетантов на квадратный метр зашкаливает.

Чуваки, здесь даже климат, как в Европе
Обязательно найдите в России знакомого, который создавал уже проект с этим программистом, и который может вам рекомендовать этого человека. Во всяких книгах вроде «Четырехчасовой рабочей недели» советуют сократить затраты на разработку, наняв кодеров-индусов, но учтите, что если вы живете в Европе или Штатах, то разница часовых поясов с Индией и языковой барьер (похуже, чем с русскими) совсем не будут в вашу пользу.
Уверенность в том, что выбранный вами человек справится с работой, – ключ к успеху всего стартапа
Антикейс, с которым знаком автор этих строк: русская бизнес-вумен, которая наняла «не тех» программистов, и ее интернет-магазин детской одежды прогорел. Женщина купилась на низкую стоимость разработки у студентов. В итоге разработка растянулась на вечность, а полученный продукт был полон багов, и запускать магазин в таком виде было невозможно. К тому времени женщина ушла с высокооплачиваемой должности в банковской структуре и потеряла порядка 10 тыс долларов. А ведь е-коммерс не такой уж сложный для запуска новых проектов (прим. редакции – дальше в англоязычном оригинале идет тоскливый пассаж о том, что героиня кейса стала проституткой на Курском вокзале и продавала тело и душу за крутоны, но нет, эту печальную шутку, которая кажется смешной автору, мы повторять не будем).
И помните: здесь вам не Запад, чтобы просто погуглить и найти то, что вам надо, да еще и доверять этим результатам. Ко всем поискам подходите взвешенно и требуйте рекомендаций.
2. Распланируйте свое время
Сколько бы вы времени в теории вы не планировали делать проект, не забудьте: в реальности он займет несколько дольше. Планирование затрат времени на каждом этапе важно, даже если у вас программист не из России. Но учитывая местную специфику, закладывайте дополнительный люфт времени.
3. Проявляйте настойчивость касательно программиста
Вернуть всё под контроль можно, только постоянно возвращаясь к одним и тем же вопросам. Если названивать программисту 1-2 раза в неделю и требовать от него подробный отчет о проделанной работе и о том, на какой стадии решение тех или иных задач. Не давайте вашему русскому девелоперу расслабляться, даже если часть задач он делегирует фрилансерам или подчиненным.
Не надо давить слишком сильно и стоять над душой: пары звонков в неделю будет вполне достаточно. Ко дню созвона ваш российский коллега уже подготовится подсознательно и будет готов дать хотя бы базовые ответы на ваши вопросы. Мелкие вопросы решайте по электронной почте, а регулярные отчеты получайте в ходе конференс-коллов и скайп-обсуждений.
4. Попробуйте сформировать эффективную коммуникацию со своим русским программистом
Основным инструментом общения будет электронная почта, неважно на каком языке – русском или английском. Но текстом всего не объяснишь. Стоит освоить Photoshop и умение делать скриншоты, добавлять к ним комментарии и сооружать хотя бы какое-то подобие мокапов, чтобы заочно показать своему разработчику, чего вы от него хотите добиться.
Но не атакуйте программиста имейлами. Еще хорошо вести наброски и записи по своему стартапу в Evernote, а потом выделять только главное, и это главное в паре предложений и скриншотов показывать разработчику и обсуждать с ним уже сформированное видение, а не все промежуточные варианты и мысли. Так вы и себя избавите от «каши» в голове и письмах, и своего русского коллегу.
5. Следите за бюджетом
Разработка стартапа не обязательно должна стоить безумных денег. Есть, конечно, примеры того, как на дейтинг-стартап с обычной подпиской выкидывали миллионы американских президентов; но это – не ваш путь. К примеру, всеми читаемый и обсуждаемый Reddit обошелся создателям всего в $500.
Базовая разработка стартапа, автор которого и делится своими советами, обошлась ему в 45 тыс российских рублей. В целом на проект за вычетом рекламных затрат ушло 120 тыс рублей. Если основываться на готовых CMS-ках, то многие базовые функции обойдутся в 2,5 тыс рублей.
Прицениться стоит заранее, для чего советуем привлечь знакомого или друга, который знаком с программированием и ценами на разработку в Рунете. Урезанием бюджетов не увлекайтесь (хотя торренты в России помогут вам много на чем сэкономить), но за хорошую работу надо платить хорошие деньги.
6. Запуск при поддержке соцсетей
В Рунете проект сам себя за счет «сарафанного радио» не продаст. Поисковая оптимизация – безусловно – важна, но немного пиара не помешает. Наилучшие площадки для этой цели – это Фейсбук и ВКонтакте.
Кампании здесь вести не так сложно и довольно эффективно. Группы и страницы по интересам здесь можно раскрутить достаточно быстро при грамотном позиционировании и применении интересного контента (только не спамьте).
Нежданчик: хаос с рекламой ВКонтакте
Однако содом, ад, боль и слезы ждут вас, если вы решите рекламировать свой стартап в соцсети ВКонтакте. Практика работы этой соцсети – портрет российской бюрократии в вакууме. 15 минут для создании рекламной кампании в Фейсбуке? Как бы не так! В России это занимает 2 недели минимум – и в конце вас всё равно ждет жесткий облом.
Первая попытка добавить новую рекламную кампанию ВКонтакте провалилась, потому что в России нельзя продавать и рекламировать генно-модифицированные продукты просто так, и в соцсети – тоже. Написал в саппорт, мол, я ничего не продаю, у меня сайт-агрегатор. Но поскольку на сайте есть ссылки на сторонние сайты, где можно купить медпрепараты, то пришлось эти ссылки удалить из группы в ВК.
Эту ошибку я исправил, и тогда меня забанили… за грамотность. Да-да, вы не ослышались. Опять написал в саппорт, оказалось, была опечатка в рекламной объявлении (слово «тгда» вместо «тогда»). Исправил ошибку – и 5 часов ждал подтверждения.
И тут третий отказ: потому что нельзя использовать ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ неправильно. Опять правки, письмо в техподдержку. И снова бан, потому что второе предложение не начиналось с заглавной буквы, а только первое.
Всё это время парни из ВК могли бы зарабатывать на мне деньги как на рекламодателе, но нет.
После каждой правки / блокировки надо было ждать пару часов или дней, чтобы опять получить отказ по запуску рекламной кампании. Фейсбук и ВКонтакте в этом плане – это небо и земля. Кончилось тем, что мне заявили, что я должен предоставить сертификаты на право продажи биодобавок (я уже писал, что я их не продаю на сайте?) – и на каждую ссылку, которая рекламирует продукт, надо тоже сертификат, даже если на сайте упоминаются тысячи продуктов. Сами понимаете, что это требование выполнить нереально.
Пожив в России пару лет, начинаешь понимать, почему русские так хороши в поиске лазеек и обходных путей для подобных безумных правил. У них годами работает дерьмовая бюрократия, ни разу не интуитивная система – и здесь у людей просто нет другого выхода, кроме как взламывать эту систему. И вот теперь приходится переименовывать группы, убирать прямые ссылки, пиарить свою группу и свой проект под другим именем, постоянно переименовывать ее по мере роста, чтобы менять рекламные блоки.
Эта вся история с рекламой напоминает детское впечатление от передачи по Дискавери, где вам рассказывают, что самая чувствительная область – это гениталии. Поэтому вы при удобном случае тут же лупите папу по яйцам – и потом ни вы, ни ваш папа не знает и не помнит, что было дальше, но боль осталась. Вот с ВКонтакте точно также: вы уже не помните, чего ради вам полощут мозги – но непроходящая боль от такой работы с ВК-рекламой остается.
Трафик можно было бы прокачать раз в три и дать соцсети за это денег – но нет, не в случае с ВКонтакте.
Резюме одной строкой: кроме полного фиаско в ВКонтакте-продвижением, всё остальное даже в России с запуском стартапа будет ОК. Но никогда не думайте, что план выполним на 100%.
Источник:
england-moscow.com
Источник:Цукерберг Позвонит