Про интернет

Александр Пеганов: Александр, привет! Вы — СЕО
Ботсканнера
. Можете в двух словах для тупых вроде меня объяснить — что это и зачем нужно? Я прочитал вашу презентацию, но понял далеко не все.


Александр Шишов: Мы занимаемся автоматическим анализом трафика. Представьте, что вы — обычный владелец сайта, который покупает себе рекламу в разных местах, не обязательно онлайн. У него есть сайт, есть счётчик, есть многоканальный телефон, по которому идут звонки.


Он покупает трафик, к нему идут посетители, идут конверсии — и всё вроде хорошо. Но по сути, это своего рода игра в «напёрстки» — у разных каналов трафика эффективность разная. Она может отличаться в разы и на порядки — причём это относится в том числе и к разным кампаниям, скажем, в Директе.


То есть, допустим, 3 канала, денег на них тратится примерно поровну, но один дает 80% лояльных посетителей, которые ходят по сайту, изучают контент и в итоге становятся клиентами, другой 15%, а третий — 5%.


Интернет-магазины и е-коммерс могут оценивать качество трафика через финансовые результаты, но сайты, у которых нет кнопки «оформить заказ» — они этого сделать не могут.


 



 


Пеганов: Я посмотрел
ваше демо,
стало немного понятнее. Если я правильно понял, то основная ваша аудитория это е-коммерс — которому важно качество трафика? В смысле, можем там какие-то СМИ трафик и покупают, но им наверняка плевать на его качество, главное количество?


Шишов: Ну уж нет. Им совсем не плевать на качество! Нашими клиентами уже являются некоторые новостные сайты, с другими ведутся переговоры.


Пеганов: Вижу у вас в клиентах РБК — им точно важно качество трафика?


Шишов: На самом деле, на качество трафика никому не плевать, тем более РБК и другим крупным новостным сайтам. Некоторые сайты покупают более дешевый трафик, другие — более дорогой.


Но никто не хочет, чтобы его обманывали, продавая дешевый трафик под видом более дорогого. Мы помогаем определить реальное качество трафика — т.е. даём клиенту возможность понять, за что он реально платит деньги. Вообще, крупные сайты это наши VIP-клиенты, но основная наша ЦА — это сравнительно небольшие ресурсы, которые покупают рекламу и у которых весь бизнес не крутится вокруг кнопки «оформить заказ». Им очень тяжело вести бизнес в интернете, потому что они не в состоянии оценивать реальное качество покупаемого ими трафика.


С е-коммерсом у нас отдельное направление работы — это касается наших дальнейших планов развития и управления отношениями с аудиторией.


 



 


Пеганов: Недавно Яндекс добавил у себя в Метрике
определение бот-трафика
, видели? Закрываете стартап, или это вам не мешает?


Шишов: Ловля ботов — это наше самое первоначальное позиционирование. Мы решили оставить название BotScanner — оно отлично звучит, хорошо запоминается, мы к нему привыкли, ну и чтоб не забывать истоков.


Но наша сегодняшняя цель — это помогать людям в несколько кликов оценивать качество трафика. Мы создали для этого мощную систему правил, которая учитывает массу факторов. Боты тут — это просто некоторая часть плохого трафика. Есть и попандеры, и хитрые попапы и очень быстрые отказы, да и айфрейм-технологии не стоят на месте.


Мы изначально строили свою систему, как максимально устойчивую к накруткам. У нас платный сервис, мы готовы тратить на это гораздо больше серверных ресурсов. Кроме того — есть еще и хороший трафик, который мы оцениваем, исходя из соотвествия посетителя определнным поведенческим паттернам. Яндекс, по нашим данным, пока ничем таким заниматься не собирается.


Так что мы были рады, когда услышали, что Яндекс будет отлавливать часть спайдеров и ботов. Для нас это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.


Пеганов: Вы когда открылись для публики, давно уже запустились?


Шишов: Коммерческий релиз — в декабре 2012, для бета-тестирования — немного раньше.


Пеганов: А деньги откуда взяли? У вас там наверняка десяток математиков модели строят, не считая программистов.


Шишов: Всё не так страшно — сама модель была создана несколько лет назад, когда мы занимались аудитом трафика в одной крупной компании недвижимости. Два года назад мы начали работу непосредственно над автоматизированной системой, которая всё будет делать сама. Сейчас заканчивается первый раунд, деньги на который дали ангелы, которые некоторое время назад сделали ВебВизор. Теперь у нас наступает второй раунд, рассмотрим все предложения.


Пеганов: А сколько вы подняли посевных денег?


Шишов: Первый раунд был около $200k. На pre-seed у нас и вовсе было около $20k. Но нужно учесть, что это практически на 100% бюджет на создание продукта, на раскрутку мы почти ничего не тратили. Сейчас у нас второй раунд, мы рассматриваем предложения.


Нам предстоит достучаться до простых пользователей, рекламный бюджет которых начинается от 200$, и это будет непросто — но зато и задача благодарная. Таких людей — громадный процент и, судя по тому, что сейчас рост Рунета идёт за счет небольших городков — он будет расти и дальше. Если бы мы были MMORPG, я назвал бы таких рекламодателей казуалами и нубами.


 


Продающий плакат Ботсканнера


Пеганов: Кстати, про конкурентов можете что-то слить интересное? У вас вообще есть в России конкуренты?
ohMyStats
там например, или кто-то еще?


Шишов: ohMyStats — вещь узкоспециализированная. Если у вас на сайте нет кнопки «офоримть заказ» — всё, давай до свидания!


Поэтому их не интересуют хитрые методики оценки ботов и накруток, поведенческие паттерны и т.д. Яндекс очень любит говорить про «СДЛ», а мы как раз изучаем, как ведут себя эти «Л».


Пеганов: «СДЛ»?


Шишов: «Сайты Для Людей». Л – значит люди.


Что же касается ohMyStats — сервис хороший, но весь его функционал плюс еще много чего  уже заложен в наш план разработки. Мы планируем добавить и блок для е-коммерс (такой же простой и удобный для всех, в т.ч. абсолютных непрофессионалов, как и остальной наш функционал) и модуль, который будет автоматически отключать рекламные кампании при склике.


Еще в планах — более глубокий анализ трафика с социальных сетей, ну и, конечно, выход на международный рынок.


Пеганов: А может быть выстроено какое-то взаимодействие с рекламодателем? Общий доступ или что-то такое? Чтобы я как рекламодатель имел доступ к бостканнеру и видел качество трафика сайта? Или на такое вебмастера обычно не идут, а рекламодателям, в принципе, все равно.


Шишов: Т.е. рекламная площадка ставит себе BotScanner, а он показывает индекс качества трафика на кнопочке, как ТИЦ? Гостевой доступ у нас есть уже давно, но чтобы наш индекс стал такой же пузомеркой, как ТИЦ, нам еще работать и работать. В первую очередь — с крупными партнерскими сетями. Мы делаем только первые шаги в этом направлении — например, мы начали сотрудничать с Деловым Миром, который хочет воспользоваться нашими наработками при развитии своей партнерской сети.


Это отдельная ветка развития — аутсорсинговый анализ качества трафика, в т.ч. клик-фрода. Мы немного пообщались на эту тему с Social Tank – и, возможно,  еще вернемся к этому разговору, когда они перестанут привязываться к аккаунту ВКонтакте (пока реклама показывается залогиненым пользователям — мы не особо полезны, т.к. и проще и эффективнее привязывать click fraud detection к анализу аккаунта ВК).


Пеганов: А есть какие-то открытые метрики, по которым определяется — хороший трафик или плохой? Мне кажется опытные ботоводы умеют и время на сайте и кол-во просматриваемых страниц накручивать и тд. Вы учитываете обычные параметры, которые доступны в GA/Я.Метрике или у вас своя магия какая-то?


Шишов: Про ботоводов я могу рассказывать часами. На Ашмановке 2011 половина доклада у меня была посвящена «современной индустрии клик-фрода». На самом деле, люди там работают очень профессиональные, деньги крутятся – гигантские.


И если бы мы анализировали только то, что можно достать, скажем, из GA — нам проще было бы не городить огород с собственным клиентским кодом и БД, а брать всю нужную информацию оттуда через API. У нас много сильного колдунства, про которое мы подробно (по вполне понятным причинам) никому не рассказываем — коротко говоря, мы собираем всё, что можно, про пользователя — а потом система решающих правил анализирует все подозрительные сочетания факторов (и напротив, то, что убеждает нас, что пользователь -  реальный, заинтересованный в контенте сайта человек).


Но есть, например, юзерагент. Про это можно говорить, я про это говорю уже полтора года, но 99% ботоводов пока не рвутся исправлять свои движки в этом плане. Есть заявленный в заголовке HTTP юзерагент, а есть реальный. Реальный — это ядро, на котором физически выполняется джаваскрипт.


Все, кто программировал клиентский код на джававскрипте, знают, что (к несчастью!) разные браузеры и разные версии ведут себя по-разному, и это приходится учитывать при разработке.


Поэтому если юзерагент  у посетителя говорит про себя, что он Chrome а ведет себя, как типичный IE — это повод задуматься… Наша система решающих правил не принимает решения по одному фактору — но этого посетителя она запомнит. И если в ходе этой или следующих сессий он «проколется» на чём-то еще — тогда всё.


Или еще один простой момент, про который часто не вспоминают «пионеры-ботоводы»: несоответствие географии и таймзоны. Вроде бы ерунда — а мы минусик ставим, потому что подозрительно. И так, несколько десятков моментов отслеживаем и картинка складывается.


Если коротко, смысл нашей работы – сделать так, чтобы люди понимали, за что они реально платят.  Например, садоводы покупают навоз — для своих целей. Но они знают, что это навоз, а не фуа-гра. И платят за него как за навоз.


Пеганов: Понял. Вы помогаете вебмастерам разбираться в сортах навоза. А на какой премиум-машине вы ездите?


Шишов: Я, как стартапер, поддерживаю коллег — пользуюсь GetTaxi. В нашем стартапе на машинах ездят всё больше программисты, фаундеры чаще ходят пешком.


Пеганов: А вот вы пилите стартап уже, условно, год. Набрались опыта — может поделитесь советом для начинающих стартаперов — как и что нужно делать? Ну там про команду/деньги/работу дома или в офисе?


Шишов: Могу посоветовать то, что понял лично я. Рискую прослыть Капитаном Очевидностью, но, тем не менее:



И самый главный опыт, который я приобрёл. Стартап, особенно для CEO — это на 40% про написание текста, на 30% про деньги и финансы, на 20% — про коммуникации с самыми разнообразными людьми, и только про 10% — про всё остальное, включая технологии.


 





 Источник:Цукерберг Позвонит

Источник: smartZone

Перейти на сайт

Другие материалы на сайте b.Z - Записки о гаджетах, людях и музыке