
Instudies
Егором Горевым и выяснил, чего не хватает российскому образованию, почему не стоит использовать ВКонтакте для учебы, и на чем ездят основатели сервиса для студентов.
Саша Пеганов: В последнее время мы часто писали про разные образовательные стартапы —
Lectrio
,
Дневник.ру
и т.д., видно, что тема горячая. Про что ваш стартап, какая у него суть?

СП: Я зашел, посмотрел, но там, видимо, нужно быть студентом и иметь кучу друзей, чтобы понять, что происходит. Какие у вас главные фичи — например, пять штук, которые упрощают процесс обучения?
ЕГ: Там нужно создать группу и пригласить своих одногруппников из универа. Тогда все встанет на свои места. Участники группы могут добавлять задания, события, обсуждения и материалы по учебе. Это 4 основные вещи. Все эти дела структурированы, приходят уведомления и отображаются напоминания, что и на когда надо выполнить. У каждой записи ведутся обсуждения, если у учащихся, к примеру, возникают вопросы по какому-либо заданию. Пятой фичей я бы назвал емэйл группы. Каждая группа автоматом получает свой емэйл вида
groupname@instudies.com
. Достаточно дать емэйл преподам, и все письма с файлами и заданиями будут сваливаться прямиком в группу, опять же все получат уведомления. По-моему, круто.

Действительно, до начала активности профиль изнутри выглядит довольно уныло
СП: Я одним глазом смотрел стартап Lectrio, у них там есть интегрированные клауд-сервисы, поддержка сторонних календарей и т.д. Как у вас с подобной интеграцией?
ЕГ: Ее дико не хватает нашим пользователям, и она у нас в ближайших планах, — как, собственно, и приглашение друзей из соцсетей.
СП: Когда вы начали ваш стартап? Кто у вас в команде?
ЕГ: Началось все в ноябре 2010. До этого я, Алексей Крекотун (верстальщик) и Валентин Котельников (программист) пытались реализовать 2 стартапа, но ни один из них не дожил до запуска. В ноябре мы решили делать Instudies, спустя почти полгода на свет появилась альфа-версия. До сих пор все сооснователи фулл-тайм заняты в стартапе. Со временем в команду пришел PR-менеджер, проект-менеджер и еще 2 программиста. Также у нас есть поддержка в виде системного администратора и эксперта в технической части.
СП: Instudies вы запустили из-за того, что «едьюкейшн» стал вдруг модной и потенциально прибыльной темой? Или вы каким-то образом глубоко разбираетесь в проблемах студентов?
ЕГ: В процессе создания первых двух стартапов идея Instudies поднималась (Алексей и Валентин оканчивали лицей, а я первый курс университета, так что проблемы были знакомы), но никто на тот момент не обращал особого внимания на нее. Выстрелила она после просмотра фильма «Социальная сеть» про Facebook. Мы осознали, что Instudies ни в коем случае не должен быть списывалкой друг у друга в интернете, у него гораздо больший потенциал. К слову, еще альфа-версией начали пользоваться мои одногруппники и делают это до сих пор.


СП: Вы не боитесь того, что, когда вы доделаете этот «идеальный» продукт, он будет никому не нужен? От стартапа же что нужно — взрывной рост в первые месяцы работы. Если не получается, то это уже не стартап, а такой себе, обычный традиционный бизнес. Если у вас за 2 года в среднем 1000 людей в день на сайте — это не похоже на взрывной рост. Как к этому относятся ваши инвесторы? Они, кстати, у вас есть?
ЕГ: Инвестор есть, и данный подход был предложен, в частности, им. То, что окажется никому не нужен — не боимся. Люди всегда будут учиться, а видимых конкурентов, кроме групп в ВК, пока нет
СП: А кто инвестор — это частный ангел, или какой-то фонд?
ЕГ: Частный ангел. Всего мы получили порядка 10 предложений об инвестировании, в том числе и от фондов, но мы очень довольны тем сотрудничеством, что есть сейчас
СП: Ты из Молдовы — вы оттуда работаете?
ЕГ: У нас распределенная команда. Началось все в Молдове. Сейчас команда разбросана еще и по России и Украине
СП: Ты говоришь, что вы вот-вот все доделаете и запустите сервис. Когда это случится уже?
ЕГ: Сервис уже работает, мы постоянно его улучшаем, убираем лишнее и добавляем нужное.
СП: У вас в команде 7 человек. Вы работаете уже порядка двух лет, даже по самым скромным прикидкам вы проели 500 тысяч долларов за это время. Как вам удалось найти такого щедрого инвестора?
ЕГ: С инвестором мы работаем только год. Первый год жили на свои средства. А проели намного-намного меньше.
СП: Понятно. А как вы собираетесь зарабатывать — хотя бы в планах?
ЕГ: С одной стороны — это Freemium и площадка для разработчиков. С другой, конечно же, рекламодатели. Однако, не думаю, что в данном случае мы пойдем традиционным образом (никто из нас по баннерам не угорает).
СП: Фримиум — в смысле, добавь лекцию по алгебре и матанализу бесплатно, а лекцию по немецкому языку уже за $10? Или хочешь приложить файл больше 10 мегабайт — покупай платный аккаунт? Не очень понимаю модель.
ЕГ: Сейчас в каждой группе есть набор инструментов (ДЗ, Материалы, События и т.д.). Планируем вводить дополнительные платные инструменты, которые сделают жизнь студента или же целой группы еще проще. Конкретики по таким инструментам пока дать не могу.
СП: Ты говорил, что у вас нет конкурентов в России. Верится слабо. Или вы еще не делали рисерч?
ЕГ: Рисерч делали. Был сайт со схожей идеей, но он сдулся (scribbler, если не ошибаюсь). Все остальное, что попадалось, очень слабо развито и выглядит некачественным, поэтому за конкурентов не считаем. Дневник.ру классный сервис, но заточен только под школы, а так, главными конкурентами остаются группы в ВК (почти все студенты тусят сейчас именно там).
СП: Кстати, про студентов. Вы как-то считали рынок, он вообще есть? Российские студенты — это же не Гарвард и Принстон, а в своей массе — ничем не примечательные региональные ВУЗы. Кто там будет платить? Вы проводили какие-то исследования на тему того — готовы ли платить студенты, за что и сколько?
ЕГ: В СНГ 12 миллионов студентов. Исследования по платежеспособности не проводили, оно и так понятно, что студентам в регионах денег не хватает.
СП: Кстати, про ВКонтакт. Почему ты считаешь, что он не подходит для студентов? Там совершенно крутые штуки, вроде обмена файлами, групповые чаты и т.д. Насколько с ним вообще можно конкурировать? Плюс, ты сам говорил, что «там все».
ЕГ: Я сам недавний студент. Учебный процесс не может протекать среди котиков и сисек, поэтому ВК должен оставаться сервисом для развлечений. К тому же, их инструментария действительно не хватает для полноценной организации обучения. К слову, самое большое количество переходов на Instudies идет именно с ВК.
СП: Ок. Мне слова «полноценная организация обучения» мало что говорит. Файлы прикладывать можно, календарь есть, чат есть. Все равно вы никогда не интегрируетесь с системами в самих ВУЗах — вас просто туда никто не пустит. Какие у вас планы — как вы будете развиваться, продвигаться? Через что? У Дневника, например, серьезная поддержка со стороны государства. Как у вас?
ЕГ: Нам не нужно интегрироваться с системами в ВУЗах. Мы хотим стать заменой этим системам, как и сайтам самих университетов. Но «волну» должны поднять сами студенты. Все, что идет сейчас через «верх», воспринимается в штыки.
СП: Расскажи — как вы принимаете решения в компании? Вас трое кофаундеров и инвестор. Кто подает идеи на рассмотрение, и как вы решаете — делать или не делать?
ЕГ: Идею может подать кто угодно. Все идеи записываются в бэклог (да, мы начали юзать скрам). Конечное решение принимается 4-мя людьми — кофаундерами и инвестором, путем аргументаций и обсуждений. На протяжении года особых разногласий не встречалось
СП: Вы ходите по стартаперским тусовкам, ивентам каким-то? Как впечатления?
ЕГ: Чуть больше года назад я летал в Долину, представлял там проект. Там было клево и полезно. На русские тусовки не ходим, лучше поработать над продуктом.
СП: Как ваш стартап защищен от конкуренции? Т.е., грубо говоря, что мешает чиновнику из Минобразования (или любому другому человеку, который имеет админресурс или денежные ресурсы) сделать подобный проект и продвигать его вместо вашего? Что у вас есть — патенты/пользователи/уникальные технологические решения какие-то? Я пытаюсь нащупать какую-то изюминку, пока вот не могу понять, в чем фишка.
ЕГ: Я тебя прекрасно понимаю. Сейчас Instudies таков, что это просто набор инструментов в определенной группе. Самые вкусные планы у нас припасены на будущее, и до такого чиновники вряд ли в скором додумаются. Однако, озвучить их сейчас я не могу. Будем считать, что Instudies сегодня — это удобная штука для менеджмента того, что происходит в группе учащихся.
СП: Понятно, в очередной раз я натыкаюсь на секреты. Ты вообще делаешь стартап ради денег (чтобы потом выйти) или ради того, чтобы создать огромную компанию и ей руководить (и потом выйти, но с ярдом)?
ЕГ: Деньги меня не особо волнуют. Мы делаем Instudies для того, чтобы сдвинуть институт образования с мертвой точки. Хотим, чтоб учиться снова стало модно и престижно, чтоб люди перестали скатывать и были увлечены учебой, чтобы образование было современным, а не отдавало нафталином. Когда добьемся этого, деньги будут лишь дополнительной плюшкой.
СП: Ты пилишь стартапы уже несколько лет. Можешь дать совет начинающим стартаперам — какие ошибки ты допускал, и чего стартаперу в начале своей стартаперской карьеры ни в коем случае нельзя делать?
ЕГ: 1. MVP — сила. Все лишние фичи следует душить еще на этапе зарождения. Звучит легко — но на деле не так просто.
2. Если вы не верите в идею — не нужно за нее браться, ибо первая же неудача вас убьет.
3. Следует быть готовым к тому, что изначальная идея может претерпеть кардинальные изменения от одного до нескольких раз. Это нормально.
СП: Чуть не забыл. На какой машине ты ездишь?
ЕГ: Ни у кого из кофаундеров до сих пор нет прав. Ездим на велосипедах.
СП: Понял. Велосипеды — это круто. Спасибо!

Источник:Цукерберг Позвонит
Источник: smartZone
Другие материалы на сайте b.Z - Записки о гаджетах, людях и музыке